Резолютивная часть решения оглашена 13.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 15.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Звонарева Н.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Анальгетики) для ГБУЗ "Районная больница с. Кунашак" (извещение N 0369300152121000050), при дистанционном участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Кунашак" (далее - заказчик) Рахимова Р.Р., действующего на основании доверенности N 10 от 16.06.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.07.2021 поступила жалоба ИП Звонарева Н.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Анальгетики) для ГБУЗ "Районная больница с. Кунашак" (извещение N0369300152121000050) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 28.06.2021 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 302 091,27 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.07.2021 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации, в отношении закупаемых лекарственных препаратов неправомерно указаны торговые наименования данных препаратов.
2. Заказчиком нарушены предусмотренные законом требования по описанию лекарственных средств.
3. В аукционной документации содержится ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.
4. Заказчиком рассчитана начальная (максимальная) цена контракта с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом, в настоящее время Правительством Российской Федерации не утвержден перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 указание на торговые наименования при описании объекта закупки допускается исключительно в отношении лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.
Предметом настоящей закупки является поставка лекарственных препаратов (Анальгетики) для ГБУЗ "Районная больница с. Кунашак".
В приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки.
|
МНН |
Наименование |
Форма выпуска |
Ед. изм |
ВСЕГО |
1 |
Дротаверин |
Дротаверин |
раствор для инъекций 2% 2 мл N10 амп. |
упак |
240 |
2 |
Дротаверин |
Дротаверина гидрохлорид |
таблетки 40 мг N 56 |
упак |
46 |
3 |
Платифиллин |
Платифиллина гидротартрат |
р-р д/инъекций(амп) 0.2% 1 мл N10 |
упак |
160 |
4 |
Бупивакаин |
Бупивакаин спинал ХЕВИ |
р-р д/инъек.5 мг/мл 4 мл,амп.N5 |
упак |
4 |
5 |
Лидокаин |
Лидокаин |
аэрозоль 38 г, 10% флак |
упак |
3 |
6 |
Лидокаин |
Лидокаин |
р-р д/ин (амп) 2% 2 мл N10 |
упак |
450 |
7 |
Прокаин |
Новокаин |
р-р д/инф 0,5% 200 мл |
флак |
150 |
8 |
Ацетилсалици- ловая кислота |
Ацекардол |
таблетки п/о кишечнораствор. 100 мг N30 |
упак |
300 |
9 |
Ацетилсалици- ловая кислота |
Ацетилсалициловая кислота |
таблетки 500 мг N10 |
упак |
120 |
10 |
Диклофенак |
Диклофенак |
р-р д/инъекций(амп) 2,5% 3 мл N10 |
упак |
250 |
11 |
Диметилсуль- фоксид |
Димексид |
конц-т д/р-ра д/наруж.прим.990 мг/мл 100 мл, флак.темн.стекла |
флак |
12 |
12 |
Ибупрофен |
Ибупрофен |
суспензия для приема внутрь 100 мг/5 мл, 100 мл флакон |
флак |
40 |
13 |
Кеторолак |
Кеторолак |
раствор для инъекций(ампулы) 30 мг/мл 1 мл N10 |
упак |
450 |
14 |
Мелоксикам |
Амелотекс |
р-р для в/м вв. 6 мг/мл,ампулы 1,5 мл N 3 |
упак |
20 |
15 |
Метамизол натрия |
Анальгин |
р-р д/инъекций(амп) 50% 2 мл N10 |
упак |
200 |
16 |
Метамизол натрия+ Питофенон+ Фенпивериния бромид |
Спазмалин |
р-р для в/в и в/м вв.5 мл, амп.5 мл N25 |
упак |
50 |
17 |
Нимесулид |
Найз |
таблетки 100 мг N20 |
упак |
10 |
18 |
Парацетамол |
Парацетамол |
таблетки 500 мг N 20 |
упак |
90 |
19 |
Парацетамол |
Парацетамол детский |
суспензия для приема внутрь 2,4% фл. 100 мл (Апельсин) |
флак |
20 |
20 |
Парацетамол |
Цефекон Д |
суппозитории ректальные [для детей] 50 мг N10 |
упак |
20 |
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, а также информацию о наименовании лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования).
В государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте https://grls.rosminzdrav.ru, содержится информация о международных непатентованных наименованиях лекарственных препаратов "Дротаверин", "Платифиллин", "Бупивакаин", "Лидокаин", "Прокаин", "Ацетилсалициловая кислота", "Диклофенак", "Диметилсульфоксид", "Ибупрофен", "Кеторолак", "Мелоксикам", "Метамизол натрия", "Метамизол натрия+Питофенон+Фенпивериния бромид", "Нимесулид", "Парацетамол".
Также в реестре содержится информация о торговых наименованиях указанных препаратов: "Дротаверин", "Платифиллина гидротартрат", "Бупивакаин спинал ХЕВИ", "Лидокаин", "Новокаин", "Ацекардол", "Ацетилсалициловая кислота", "Диклофенак", "Димексид", "Ибупрофен", "Кеторолак", "Амелотекс", "Анальгин", "Спазмалин", "Найз", "Парацетамол", "Парацетамол детский", "Цефекон Д".
Таким образом, в приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе указаны торговые наименования закупаемых лекарственных препаратов.
При этом, заказчиком не представлено нормативно-правовое обоснование включения в описание объекта закупки торговых наименований закупаемых лекарственных препаратов.
Более того, в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.).
Однако в техническом задании аукционной документации содержится указание на форму выпуска (первичной упаковки) закупаемых лекарственных препаратов: "упак", "флак". При этом, аукционная документация не содержит обоснование необходимости указания такой характеристики в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что описание закупаемых лекарственных препаратов составлено заказчиком с нарушением требований пунктов 1, 6 части 1, части 5 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 4, подпункта "е" пункта 5, подпункта "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
В приложении N 2 к информационной карте аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. В данной инструкции предусмотрены требования по указанию участниками закупки характеристик товаров из столбцов "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона", "Максимальные и/или минимальные значения".
Вместе с тем, аукционная документация не содержит столбцов с наименованиями "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона", "Максимальные и/или минимальные значения".
Таким образом, в документации о закупке содержится некорректная инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Исходя из содержания части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержащийся в жалобе ИП Звонарева Н.С. довод в указанной части не может быть рассмотрен по существу Комиссией Челябинского УФАС России.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 предусмотрены ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Так, например, закупаемый заказчиком в рамках настоящего аукциона лекарственный препарат Парацетамол в форме таблеток включен в указанный Перечень.
Вместе с тем, в Перечне отсутствует информация о закупаемом заказчиком лекарственном препарате Нимесулид в форме таблеток.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 применяется только в том случае, если предметом одного контракта (одного лота) являются включенные в Перечень лекарственные препараты с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием.
Таким образом, включение заказчиком в один лот содержащихся в Перечне лекарственных препаратов и препаратов, сведения о которых отсутствуют в указанном Перечне, привело к невозможности применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, и, соответственно, к нарушению национального режима. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в решении Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-14960/2017.
В данном случае, действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Звонарева Н.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Анальгетики) для ГБУЗ "Районная больница с. Кунашак" (извещение N 0369300152121000050) обоснованными в части формирования описания объекта закупки, аукционной документации с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 6 части 1, части 5 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 4, подпункта "е" пункта 5, подпункта "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июля 2021 г. N 074/06/105-1831/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021