Резолютивная часть оглашена: 09.07.2021
Решение в полном объеме изготовлено: 14.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - Женетля А.Ш., временно исполняющего обязанности руководителя, членов Комиссии УФАС: Вдовиной О.Ю., начальника отдела; Блягоза Р.Х., главного специалиста-эксперта, с участием представителя Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - Уполномоченный органа) Нанкуевой А.И. (доверенность от 29.01.2021), рассмотрев жалобу Заявителя - ООО "Джули" (далее - Заявитель) на положения документации открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальное строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, б/н" (извещение N0176300007321000045) (далее - Конкурс), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 02.07.2021 поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что Конкурсная документация не соответствуют Закону о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Заказчиком не применена позиция Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 41.20.40.000-00000010 "Выполнение работ по строительству спортивного объекта".
2. Заказчиком неправомерно установлено требование по критериям о том, что контракты (договоры) должны быть исполнены на сумму не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта.
3. Заказчик устанавливает требование только о наличии взносов в фонд обеспечения договорных обязательств, при этом не указаны требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, как того требует части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, что противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного Заявитель просит приостановить размещение закупки, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.
Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 10.06.2021 размещены извещение о проведении закупки и документация Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 109 401 643,00 руб.
Источник финансирования - бюджет муниципального образования "Красногвардейский район".
Аукционная документация утверждена директором муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" с. Красногвардейское Красногвардейского района Республики Адыгея М.А. Шеожевым - 10.06.2021.
1. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе 6. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила КТРУ) настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил КТРУ Заказчик обязан применять описание объекта закупки, указанное в КТРУ (при наличии такого описания в позиции).
07.11.2019 в КТРУ включена позиция с кодом "41.20.40.000-00000010", содержащая информацию о наименовании работ - "Выполнение работ по строительству спортивного объекта", единице измерения (объем работ) "условная единица", дате начала обязательного применения позиции 01.06.2020, дате окончания применения позиции "бессрочно".
Комиссией УФАС установлено, что информация об описании (характеристиках) работ позиции с кодом "41.20.40.000-00000010" отсутствует, в связи с чем невозможно установить какие именно спортивные объекты входят в указанную позицию каталога.
При формировании документации об электронном аукционе Заказчиком в рамках Закона о контрактной системе самостоятельно определены параметры и характеристики работ, в наибольшей степени, удовлетворяющие его потребности.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, обоснованность доводов о неправомерности действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника закупки Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
На основании вышеизложенного, жалоба в данной части является необоснованной.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Из части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 10, 11 Правил следует, что критерии и показатели раскрывающие содержание нестоимостных критериев, а также порядок оценки по ним, устанавливаются в конкурсной документации заказчиком самостоятельно, с учетом особенностей закупаемых товаров, работ, услуг.
Из смысла пункта 27 Правил также следует, что опыт участника должен быть сопоставим характеру и объему проводимой закупки.
Из процитированных выше положений законодательства о контрактной системе следует, что Закон о контрактной системе, Правила предоставляют заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (работам, услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.
Право заказчика самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев оценки заявок, подтверждено в решении Верховного суда РФ от 11.04.2016 N АКПИ16-53.
Довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком показателя наименьшей цены (контракта), подтверждающих опыт исполнения, на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, признан необоснованным, поскольку предельные значения цены договора (контракта) для подтверждения опыта выполнения работ сопоставимого характера Законом о контрактной системе и Правилами не регламентированы.
Порядок оценки заявок участников конкурса по указанному показателю соответствует требованиям Правил и Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
При таких обстоятельствах, жалоба в данной части является необоснованной.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии счастью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) член саморегулируемой организации (далее - СРО) имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; 2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Часть 3 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливает, что не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.
Частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в указанные компенсационные фонды на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Таким образом, из системного толкования статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, подлежат указанию в выписке из реестра членов саморегулируемой организации (пункты 3.2 и 3.3 Формы выписки, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86.
Данная позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу NА75-1280/2019.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 19 Информационной карты Аукционной документации к участникам закупки предъявляется требование о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также о наличии действующей выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки (содержащей сведения о предельном размере обязательств участника закупки по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов) по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом документацией об Аукционе установлено, что СРО, в которой состоит участник аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к участникам закупки о наличии членства в СРО с учетом требования о наличии действующей выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки (содержащей сведения о предельном размере обязательств участника закупки по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов) по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не противоречит действующему законодательству, следовательно, жалоба в данной части является необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______________ А.Ш. Женетль
Члены Комиссии: ______________ О.Ю. Вдовина
______________ Р.Х. Блягоз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 14 июля 2021 г. N 001/06/64-349/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021