Резолютивная часть оглашена: 09.07.2021
Решение в полном объеме изготовлено: 14.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - Женетля А.Ш., временно исполняющего обязанности руководителя, членов Комиссии УФАС: Вдовиной О.Ю., начальника отдела; Блягоза Р.Х., главного специалиста-эксперта, с участием представителя Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - Уполномоченный органа) Нанкуевой А.И. (доверенность от 29.01.2021), рассмотрев жалобу Заявителя - ООО "Норма" (далее - Заявитель) на положения документации открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальное строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, б/н" (извещение N0176300007321000045) (далее - Конкурс), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 02.07.2021 поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что Конкурсная документация не соответствуют Закону о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование по критериям о том, что контракты (договоры) должны быть исполнены на сумму не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта.
2. В Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в качестве опыта подтверждения выполнения работ исключительно копий контрактов, заключенных в рамках законодательства N44-ФЗ и N223-ФЗ, что лишает возможности предоставить подтверждение опыта сопоставимого характера и объема по гражданско-правовым договорам, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
3. Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе установлено положение об оценке контрактов (договоров), а именно: "В случае, если реестровый номер контракта указанный в Приложении N 1 к Критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержанию, значимости и порядку оценки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" при проверке не будет соответствовать реестровому номеру контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС), то для оценки заявки по данному показателю данный контракт учитываться не будет".
4. Пункт 1.5 Проекта контракта не соответствует части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе
На основании изложенного Заявитель просит приостановить размещение закупки, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.
Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 10.06.2021 размещены извещение о проведении закупки и документация Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 109 401 643,00 руб.
Источник финансирования - бюджет муниципального образования "Красногвардейский район".
Аукционная документация утверждена директором муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" с. Красногвардейское Красногвардейского района Республики Адыгея М.А. Шеожевым - 10.06.2021.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Из части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 10, 11 Правил следует, что критерии и показатели раскрывающие содержание нестоимостных критериев, а также порядок оценки по ним, устанавливаются в конкурсной документации заказчиком самостоятельно, с учетом особенностей закупаемых товаров, работ, услуг.
Из смысла пункта 27 Правил также следует, что опыт участника должен быть сопоставим характеру и объему проводимой закупки.
Из процитированных выше положений законодательства о контрактной системе следует, что Закон о контрактной системе, Правила предоставляют заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (работам, услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.
Право заказчика самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев оценки заявок, подтверждено в решении Верховного суда РФ от 11.04.2016 N АКПИ16-53.
Довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком показателя наименьшей цены (контракта), подтверждающих опыт исполнения, на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, признан необоснованным, поскольку предельные значения цены договора (контракта) для подтверждения опыта выполнения работ сопоставимого характера Законом о контрактной системе и Правилами не регламентированы.
Порядок оценки заявок участников конкурса по указанному показателю соответствует требованиям Правил и Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
При таких обстоятельствах, жалоба в данной части является необоснованной.
2. Согласно пункту 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В Приложении N2 к Информационной карте "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание, значимость и порядок оценки" по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено 3 показателя: а) Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов); б) Общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов); в) Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
По всем показателям установлено следующее:
"Нестоимостные показатели по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяются исходя из заявленных участником в Приложении N 1 к "Критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержанию, значимости и порядку оценки" сведений об исполненных контрактах и подтверждаются предоставлением:
- копия и (или) скан-копия и (или) электронная форма исполненных контрактов со всеми дополнениями на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) либо копия и (или) скан-копия и (или) электронной формы контракта(-ов) (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) исполненных контрактов заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (представленные контракты (договоры) должны быть исполнены на сумму не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта данного открытого конкурса в электронной форме (по каждому контракту (договору))".
Таким образом, в соответствии с Конкурсной документацией будут учитываться как контракты заключенные в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, так и иные гражданско-правовые договоры, заключенные не в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
При таких обстоятельствах, жалоба в данной части является необоснованной.
3. Заказчиком по нестоимостным показателям установлено следующее: "В случае, если реестровый номер контракта указанный в Приложении N 1 к Критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержанию, значимости и порядку оценки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" при проверке не будет соответствовать реестровому номеру контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС), то для оценки заявки по данному показателю данный контракт учитываться не будет".
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, обоснованность доводов о неправомерности действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника закупки Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
На основании вышеизложенного, жалоба в данной части является необоснованной.
4. Согласно части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 1.5. Проекта контракта установлено следующее: "Результат работ по настоящему Контракту считается переданным после получения Заказчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии Объекта требованиям технических регламентов и Проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (в части работ, предусмотренных Контрактом) и подписания сторонами акта приемки результата работ по Контракту".
Таким образом, пункт 1.5 Проекта контракта соответствует части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба в данной части является необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______________ А.Ш. Женетль
Члены Комиссии: ______________ О.Ю. Вдовина
______________ Р.Х. Блягоз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 14 июля 2021 г. N 001/06/64-350/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021