Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Кубань-Телеком" (далее - Заявитель) на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (15 этап)" (извещение N 0818500000821002132) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация открытого конкурса в электронной форме составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился открытый конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (15 этап)" (извещение N 0818500000821002132). Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 642 170,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Конкурсная документация содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где в п. 4 Заказчиком установлен объем работ и затрат, составляющих предмет контракта, а именно: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (15 этап) осуществляется в соответствии с "Требованиями заказчика" (Приложение N 1 к описанию объекта закупки)".
Заказчиком в Приложении N1 к "Описанию объекта закупки" установлены требования: "Оборудование должно монтироваться на стальной трубной составной опоре с кронштейном, обработанной методом горячего цинкования (ГОСТ 9.307-89). Высота надземной части опоры должна быть не менее 6,6 м. Фундамент опоры должен быть длиной не менее 2,0 м. Покрытие фундамента опоры - битумная мастика. (Приложении N2 к Требованиям заказчика)".
Заявитель в жалобе указывает, что объект на основании Градостроительного кодекса РФ является капитальным строением, так как: 1. присутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; 2. Не может быть демонтирован и перенесен без порчи ее конструктивных характеристик и свойств. Для установки опоры необходимы проектно-изыскательские работы. Кроме того указывает, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.
С указанными доводами представители уполномоченного учреждения, Заказчика не согласились, из представленных пояснений следует, что Заявитель неверно "отнес" опоры к объектам капитального строительства, так как не учел отдельную категорию объектов, указанную в ГрК РФ, а именно: cогласно п. 10) ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
При этом, в соответствии с п. 10.2) ст. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В составе Раздела 2 "Описание объекта закупки" документации открытого конкурса в электронной форме размещено Приложение N2 "Требование Заказчика к конструкции опоры" в составе которого размещено схематическое изображение конструкции опоры с кронштейном.
Из изображения следует, что опора является сборно-разборной конструкцией, которая может быть демонтирована и перенесена на другое основание.
Вместе с тем, соответствии с п. 10.1) ст. 1 ГрК линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 10 раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог", утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят в том числе работы по установке элементов обустройства автомобильных дорог, работы по установке недостающих инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 5 Закона N 257-ФЗ элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Исходя из своего функционального назначения, дорожные опоры не являются самостоятельными элементами, а являются составными частями различных сооружений, предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, например, для размещения дорожных знаков, светофоров, освещения и т.д.
В частности, в рассматриваемом случае дорожные опоры предназначены для размещения на них КФВФ, следовательно, такие опоры относятся к инженерно-техническим средствам обеспечения транспортной безопасности.
С учетом указанной информации дорожные опоры, на которых размещаются КФВФ, являются элементами обустройства автомобильных дорог и предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения. Соответственно, работы по их установке входят в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Вместе с тем, конструкция закупаемых опор является разборной и состоит из нескольких секций, которые соединяются между собой фланцевым соединением. Несмотря на наличие у опор связи с землей такие опоры могут быть разобраны и демонтированы с целью последующего их монтажа и сборки в других местах, без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружения, что позволяет отнести их к некапитальным сооружениям, в соответствии с приведенными выше положениями ГрК РФ.
В судебной практике наличие признака связи с землей является существенным, но недостаточным для признания сооружения объектом капитального строительства. Показательной является позиция Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, высказанная в постановлении от 11.11.2019 N 15АП-17888/19, согласно которой сама по себе опора ЛЭП (бетонный столб) вне зависимости от способа закрепления в земле не может признаваться объектом недвижимости, то есть объектом капитального строительства, так как отсутствует такой критерий, как невозможность перемещения. Признание за забетонированным в землю столбом признаков недвижимой вещи есть доведение до абсурда заложенных законодателем критериев. Соответственно, размещение электрического провода (кабеля) на столбах не создает предусмотренного ст. 133.1 ГК РФ единого недвижимого комплекса.
Таким образом, закупаемые опоры, предназначенные для размещения на них КФВФ, являются некапитальными сооружениями (средствами обеспечения транспортной безопасности), входят в состав элементов обустройства автомобильных дорог (линейных объектов) и, соответственно, для их установки (монтажа) не требуется проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Таким образом, учитывая, что указанные в закупке работы относятся к выполнению работ по содержанию автомобильных дорог, разработка проектно-сметной документации не требуется.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кубань-Телеком" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002132).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 июля 2021 г. N 1012/2021-КС (ключевые темы: дорожное движение - объекты капитального строительства - открытый конкурс - капитальный ремонт - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021