Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. N 11185 от 06.07.2021) АО "Страховое общество газовой промышленности" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства Внутренних дел по Республике Башкортостан" (далее - Заказчик) при осуществлении открытого конкурса в электронной форме N 0801100000121000054 "Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Башкортостан" как владельца (балансосодержателя) транспортных средств в 2022 - 2023 г." (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
Указанная жалоба содержит следующие доводы:
1. Заказчиком допущены ошибки в описании объекта закупки - заявлены на страхование 3 трактора с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч, хотя их страхование ОСАГО не предусмотрена.
ОСАГО обязательный вид страхования, что подразумевает его регламентированную императивными нормами правовую основу (отличную от принципа 421 ГК РФ "свободы договора"), соответственно заключение договора ОСАГО в тех случаях когда такая обязанность не установлена - не возможна.
Согласно Федерального закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст.4, п.3 а) Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час.
N п/п |
Марка/модель ТС |
Территория преимущественного использования |
Базовая ставка (в руб.) страхового взноса (Тб) |
Кт |
Кс |
Кп |
Км |
Ко |
Кн |
Премия, руб. |
64 |
МКСМ-800 |
г. Уфа |
872 |
1 |
1 |
0,62 |
1 |
1,97 |
1 |
1065,06 |
68 |
Снегопогрузчик ПФС-0,75 БКУ |
г. Уфа |
872 |
1 |
1 |
0,62 |
1 |
1,97 |
1 |
1065,06 |
223 |
ПУМ-4853 |
г. Уфа |
872 |
1 |
1 |
0,62 |
1 |
1,97 |
1 |
1065,06 |
Характеристики данных моделей ТС предполагают скорость менее 20 км/ч., соответственно закупка услуг страхования ОСАГО на указанные ТС не обоснованна.
Кроме указанного Заказчик некорректно указал территорию преимущественного использования транспортного средства для ТС.
2.
N п/п |
Критерии оценки |
Значимость
критерия |
Показатели (содержание) критерия |
1. |
Цена контракта |
60 % |
Предлагаемая участником закупки цена контракта в рублях |
2. 2.1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта. Оценивается размер страховой премии по ОСАГО Участника закупки за двенадцать месяцев 2020 г., тыс. руб. |
2.2 |
Деловая репутация участника закупки. Оценивается действующий рейтинг надежности Рейтингового агентства "Эксперт РА" участника закупки на дату объявления закупки. |
||
2.3 | |||
Наличие финансовых ресурсов. Оценивается размер уставного капитала Участника закупки. | |||
|
Всего: |
100% |
|
В условиях, когда конкуренция по ценовому критерию невозможна в силу невозможности снижения цены ниже минимальных тарифов, установленных Указанием Банка России от 28 июля 2020 года N 5515-У, а также того, что качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки в полной мере соответствуют все крупные страховые компании, определяющими для выбора победителя являются критерий "Квалификация участников".
Учитывая, что все сведения, необходимые для расчета показателей по критерию "Квалификация участников" имеются в открытом доступе можно сделать вывод о том, что Заказчик знал или должен был знать о том, что указанные критерии гарантируют победу определенного участника СПАО "ИНГОССТРАХ".
Заявителем произведен анализ данных в отношении страховых компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании информации, полученной из открытых источников1 и произведен расчет баллов по установленным критериям и в соответствии с порядком оценки, который установлен заказчиком в отношении каждого показателя (в том числе учитывающий предельные максимальные/минимальные значения). На основании указанного расчета можно сделать вывод о том, что при применении указанных критериев обеспечивается победа в конкурсе СПАО "ИНГОССТРАХ". Ни одна из рассмотренных страховых компаний не имеет возможности конкурировать с СПАО "ИНГОССТРАХ" в силу подбора критериев определения победителя и соотношения весов указанных критериев.
Необходимо отметить, что при закупке товаров, работ, услуг законодательство требует от заказчиков руководствоваться принципом обеспечения конкуренции (статьи 8 Закона 44-ФЗ). Праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.
Включение Заказчиком в закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона 44-ФЗ в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.
Комиссия, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, а также пояснения сторон, установила следующее.
1. Федеральным законом от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не предусмотрена обязанность страхования транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час.
Указанные в описании объекта закупки транспортные средства (п. 64 МКСМ-800; п.68, снегопогрузчик ПФС-0,75 БКУ; п. 223 ПУМ-4853) подлежат государственной регистрации и используются Заказчиком на дорогах общего пользования.
Ввиду этого Заказчик на протяжении нескольких лет принимает решение об их страховании.
Коэффициент территории указан Заказчиком в Техническом задании в соответствии с территориальным делением и наличием подразделений в Республике Башкирия. Согласно приложению N2 к Указанию Банка России территория преимущественного использования транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридического лица, его филиала или представительства (подпункт "а" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
В соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N699 в состав органов внутренних дел входят в том числе территориальные органы МВД России, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
В соответствии с нормами Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 01 сентября 2017 г. N690, территориальным органам МВД России по субъектам Российской Федерации подчинены территориальные органы МВД России на районном уровне и утверждены положения о своих структурных подразделениях (представительствах).
Заказчиком выступает ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Башкортостан", входящее в структуру МВД России и созданное в целях, в том числе транспортного обеспечения соответствующего территориального органа МВД России и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне.
Транспортные средства ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Башкортостан" (как балансодержателя) передаются в территориальные органы внутренних дел на основании договоров безвозмездного пользования на период постоянного пользования и числятся в территориальных органах МВД России на районном уровне.
Каждый из перечисленных административно-территориальных районов и населенных пунктов имеет представительство Заказчика в лице сотрудников Центра.
В связи с этим коэффициент территории преимущественного использования транспортных средств определен по месту нахождения представительств Заказчика - территориальных органов МВД России, которые обслуживаются Центром.
2. Согласно ч. 2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями п.4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что данные показатели направлены на выявление наилучшего участника с большим опытом работы, а не на ограничение участников. Установление указанных критериев не влечет за собой создание преимущества для определенных участников, а лишь способствует выявлению тех их них, которые в полной мере удовлетворяют требованиям Заказчика.
Согласно письму Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На рассмотрение жалобы Заявитель не явился, соответствующих доказательств наличия ограничения количества участников Закупки или ограничение доступа к участию в Закупки не предоставил.
Рассматриваемая жалоба не опровергает и не содержит доказательств опровергающие вышеуказанное.
С учетом изложенного, рассмотренные доводы признаются Комиссией необоснованными.
Иных доказательств и доводов о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заявителем не представлено.
Следовательно, выводы Заявителя о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в рамкам рассматриваемой Закупки, Комиссией признаются не нашедшими своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Страховое общество газовой промышленности" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 июля 2021 г. N ТО002/06/105-1392/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021