Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Норма" (вх. 11189) от 06.07.2021 года на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0801500001121000616 "Ремонт моста через р.Балышлы на км 29+067 автомобильной дороги М-5 "Урал" - Чишмы - Аксеново - Киргиз-Мияки в Чишминском районе Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком и Уполномоченным учреждением представлена информация по электронному аукциону N 0801500001121000616.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
Заявитель в жалобе указывает, что "критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта за столь короткий период (3 года) нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ."
В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, размещенном в составе аукционной документации, установлены следующие требования:
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Сопоставимым по характеру и объему признается опыт участника закупки по ремонту мостов (или искусственных сооружений).
При оценке заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по данному показателю оценивается (принимается для оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме) количество ранее исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по ремонту мостов (или искусственных сооружений) (при этом стоимость контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (каждый), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), на право заключить который проводится открытый конкурс в электронной форме), и исполненных в течение 3 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме (далее - контракты (договора)), информация о которых предоставляется участником закупки в соответствии с формой N1 "Квалификация участника закупки". Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме производится с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение информации, указанной в форме N1.
При оценке заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по данному показателю лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение показателя.
Документами, подтверждающими информацию по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по ремонту мостов (или искусственных сооружений) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
По словам Заказчика, при составлении данного пункта документации руководствовались требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 24.05.2021) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", но было принято решение изложить их в иной форме.
Однако, пункт 2(1) вышеуказанного Постановления гласит следующее:
Выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке/
Пункт 2 (3) Постановления содержит следующие положения:
Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Начальная цена контракта составляет 41 390 209,37 рублей.
Соответственно, Заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 24.05.2021) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а также положения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признаётся обоснованным.
Далее, Заявитель указывает, что "Кроме вышеуказанных ограничений, установленных в Порядке оценки, Заказчик принимает к оценке исключительно договоры и контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Указанное ограничение также является незаконным, поскольку необоснованно ставит в преимущественную позицию участников, имеющих опыт исполнения государственных контрактов по сравнению с участниками, имеющими аналогичный опыт исполнения гражданско-правовых договоров."
Заявитель в жалобе указывает, что в конкурсной документации установлено требование о предоставлении контрактов и договоров, которые заключены исключительно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, что нарушает действующее Законодательство Российской Федерации.
В соответствии ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Далее Заявитель указывает, что "Указанный порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность получения таким участникам закупки максимального количества баллов.
Установленное конкурсной документацией требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) неправомерно, поскольку указанное условие не предусмотрено пунктом 27(2) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. No 1085, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса."
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату-заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
Кроме того, по контрактам (договорам) может вестись судебно- претензионная работа (например, подрядчик может оспаривать неправомерно удержанную Заказчиком неустойку (пени, штрафы).
Таким образом, требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", поскольку применение штрафа за нарушение условии контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса, в связи с чем, участнику закупки достаточно предоставить копии всех составленных в ходе исполнения контрактов (договоров) акта (актов) выполненных работ, а также копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), что будет являться надлежащим подтверждением наличия у него соответствующего опыта.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Согласно следующему доводу жалобы, "Заказчиком в нарушение Закона о закупках установлено положение об оценке контрактов (договоров), а именно: "Участник предоставляет следующие подтверждающие документы: копии исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями и изменениями, сведения о которых содержатся в реестре контрактов ЕИС".
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными пунктом 7 статьи 3 Федерального закона, в соответствии с настоящими Правилами.
Последовательная совокупность реестровых записей образует реестр контрактов, который размещается Федеральным казначейством в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 11 Постановления Правительства N 1084 информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Согласно п. 12 Постановления Правительства N 1084 в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л", "н" и "п" пункта 2 настоящих Правил.
Таким образом, указанные выше положения Постановления Правительства N 1084 возлагают обязанность ведения реестра контрактов на третьих лиц, не являющимися сторонами в проводимой закупке, тем самым, добросовестность действий подрядчика не может быть зависима от действий третьих лиц.
Факт исполнения контракта может быть подтвержден иным способами (например, копиями актов выполненных работ, копиями документов, подтверждающих оплату выполненных работ)."
В соответствии ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Заявитель указал в жалобе, что "Заказчиком установлены противоречивые требования к подтверждающим опыт участника документам, а именно:
"При оценке заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по данному показателю оценивается (принимается для оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме) количество ранее исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по ремонту мостов (или искусственных сооружений) (при этом стоимость контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (каждый), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), на право заключить который проводится открытый конкурс в электронной форме), и исполненных в течение 3 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме".
При этом, документом, являющимся подтверждением опыта является:
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик вводит участников закупки в заблуждение относительно срока, применяемому к документам, подтверждающим опыт."
Заказчиком предоставлено пояснение по данному доводу жалобы на заседании комиссии - произошла техническая ошибка при составлении документации.
Данные действия Уполномоченного учреждения нарушают требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе: 3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Довод признаётся обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3. ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0801500001121000616, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0801500001121000616, с объяснениями по факту выявленного нарушения ___.___ 2021 года в ___:___. (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июля 2021 г. N ТО002/06/105-1391/2021 (ключевые темы: участники закупок - заявка на участие в открытом конкурсе - государственные и муниципальные нужды - окончание срока - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021