Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:.,
от Заявителя - ООО "АльянсПремиумАрена":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7402 от 30.06.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на Осуществление инженерного сопровождения (строительного контроля) по объекту: "Устройство элементов обустройства автомобильных дорог в Выборгском районе Ленинградской области по адресам: а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Ермилово; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" г. Приморск; а/д "Молодежное - Верхнее Черкасово" пос. Черкасово; а/д "Огоньки - Стрельцово - Толоконниково" пос. Первомайское; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Лебяжье; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Озерки; а/д "Высокое - Синицыно" пос. Красная Долина; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Попово; а/д "Рябово - Поляны" пос. Рябово; а/д "Высокое - Синицыно" дер. Камышевка; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Горьковское; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Яковлево; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Ключевое; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Бойково; а/д "Комсомольское - Приозерск", пос. Боровинка (устройство тротуаров)".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 25.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 010 930,83 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает признание его заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключён.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, конкурсная комиссия неправомерно признала его заявку несоответствующей требованиям конкурсной документации.
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.06.2021 NПРОII1 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям конкурсной документации по следующим основаниям:
"Участник не соответствует требованиям извещения\документации
Основание отклонения: п. 3 ч. 4 ст. 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п.п. 3 п. 7.2.1 общей части конкурсной документации.
Обоснование решения:
несоответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 6.1.1 общей части конкурсной документации:
в представленной выписке из реестра членов саморегулируемой организации уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда - первый, что не соответствует требованиям установленным информационной картой Заказчика".
Комиссия установила, что в пункте 7 информационной карты документации об открытом конкурсе в электронной форме установлено, в том числе, следующее:
"Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ):
Установлены (в отношении п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены): Членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с правом выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) с правом заключения контракта по результатам торгов в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, при этом уровень ответственности члена саморегулируемой должен быть не ниже второго включительно. Соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ подтверждается предоставлением копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в данной закупке".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами СРО с учётом минимальных квалификационных требований, определённых частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется, исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи, обязательность членства в СРО, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Таким образом, уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен соответствовать размеру обязательств на выполнение работ по строительству объекта (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Комиссия установила, что стоимость контракта, заключенного по результатам закупки (изв. N 0145200000421000449 на "Выполнение работ по объекту: "Устройство элементов обустройства автомобильных дорог в Выборгском районе Ленинградской области по адресам: а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Ермилово; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" г. Приморск; а/д "Молодежное - Верхнее Черкасово" пос. Черкасово; а/д "Огоньки - Стрельцово - Толоконниково" пос. Первомайское; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Лебяжье; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Озерки; а/д "Высокое - Синицыно" пос. Красная Долина; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Попово; а/д "Рябово - Поляны" пос. Рябово; а/д "Высокое - Синицыно" дер. Камышевка; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Горьковское; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Яковлево; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Ключевое; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Бойково; а/д "Комсомольское - Приозерск", пос. Боровинка (устройство тротуаров)" в отношении работ которой должен осуществляться строительный контроль, составляет 317 329 029,72 рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Комиссия установила, что в выписке из реестра членов саморегулируемой организации, представленной Заявителем указано, что размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) не превышает шестьдесят миллионов рублей (Первый уровень ответственности).
Таким образом, конкурсная комиссия правомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям конкурсной документации. Доводы Заявителя относительно неправомерности признания его заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации не находят своего подтверждения.
При этом, Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.06.2021 NПРОII1 содержит некорректную информацию относительно причины признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям конкурсной документации, в части того, отсутствует указание на то, что у заявителя несоответствующий размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
В соответствии с частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии усматривается нарушение части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в части некорректного указания в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.06.2021 NПРОII1 причины признания Заявки заявителя несоответствующей требованиям конкурсной документации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АльянсПремиумАрена" необоснованной;
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществлении настоящей закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 июля 2021 г. N 047/06/54.7-1489/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021