Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Оператор "электронного правительства":
от Заявителя - ООО "Амаринго":
в отсутствие представителей по доверенности от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области, надлежащим образом извещённого о времени и месте заседания Комиссии,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7642 от 05.07.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аудиту, эксплуатации и оптимизации работы программного обеспечения виртуальных серверов технологической инфраструктуры электронного правительства Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 756 000,04 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации содержаться противоречия и требования, ограничивающие конкуренцию.
В описании объекта закупки "Техническое задание" (далее - Техническое задание) Заказчиком указаны, в том числе, следующие требования к составу услуг:
"разворачивает средства централизованного мониторинга на единой технологии (см. Требования в разделе 4.5. и Приложение N 8 к Техническому заданию) для контроля функционирования серверов конкретных АИС и сетевых процессов взаимодействия между АИС, систем безопасности функционирования серверов;
- разворачивает средства централизованного мониторинга событий информационной безопасности и проводит работы по настройке операционных систем (см. требования в разделе 4.3. и Приложение N 11 к Техническому заданию)".
Комиссией также установлено, что в составе Технического задания нумерация по общим разделам исключает наличие указанного выше пункта 4.5.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к средствам централизованного мониторинга доступны для ознакомления потенциальным участникам закупочной процедуры и приведены в однозначно поименованных разделах:
Раздел 4.4. Требования к централизованному мониторингу.
Приложение N 8 "Требования к метрикам мониторинга".
Исходя из вышеуказанного представитель Заказчика считает, что не смотря на отсутствие раздела 4.5 технического задания документация дает полную и однозначную информацию для возможности оценки требуемого объёма работ.
Комиссией также установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлено следующее:
"Проводит техническое расследование инцидентов, зафиксированных через средства централизованного мониторинга и/или по обращениям Заказчика, и, в случае наличия технической возможности, восстанавливает работоспособность систем в кратчайшие сроки".
По мнению Заявителя, формулировки "наличия технической возможности" и "в кратчайшие сроки" вводят в заблуждение потенциального участника, в связи с тем, что не понятны зона ответственности потенциального исполнителя, порядок действий и сроки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что перечень информационных систем приведен в Приложении N 9 к Техническому заданию, а зона ответственности исполнителя определена пунктами данного технического задания, в связи с чем допустима ситуация выявления инцидента, для решения которого заказчику потребуется обращение именно к разработчику информационной системы, что и поясняет ответственность исполнителя по решению инцидентов только при наличии технической возможности.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также указал, что в приложении N 4 к Техническому заданию указаны конкретные сроки и приоритеты обработки инцидентов. По мнению Заказчика фраза "_кратчайшие сроки" означает возможность решения инцидентов в максимально короткий срок в параметрах, закрепленных в соответствующей закупочной документации.
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что требования пункта 4.4 Технического задания содержат формулировки, ограничивающие круг потенциальных участников, так как носят неоднозначных характер, например:
"Система Мониторинга состояния СПО и БПО должен отвечать следующим условиям:
Должна обеспечивать возможность графического отображения произвольного сочетания метрик.".
По мнению представителя Заказчика под графическим отображением произвольного сочетания метрик, которые приведены в приложении N 8 к Техническому заданию, подразумевается необходимость наличия возможности графического отображения в интерфейсе ПО мониторинга значений произвольного набора метрик, собираемых системой мониторинга.
Комиссией установлено также, что в составе Технического задания Заказчиком определено следующее:
"Система Мониторинга состояния СПО и БПО должен отвечать следующим условиям:
Должна быть реализована на Open Source решениях.".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заказчик не ограничен в выборе ПО решениями из "Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных", и в тоже время в целях возможности аудита исходного кода приложений, применяемых при обеспечении функционирования инфраструктурных сервисов, требует реализации системы мониторинга на Open Source решениях, что в свою очередь снимает нагрузку на финансовую составляющую бюджета заказчика в связи с исключением необходимости оплаты лицензионных составляющих ПО.
По мнению Заявителя, в связи с тем, что предмет закупки - оказание услуг, потенциальным участникам должна предоставляться возможность использования любого инструмента, позволяющего оказывать услуг в соответствии с требованиями.
Комиссией установлено, что в составе Технического задания определены в том числе следующее требования к порядку сдачи-приемки результатов услуг:
"9.6. Не позднее 2-х (двух) месяцев со дня начала оказания услуг Исполнитель обязан представить Заказчику Акт сдачи-приемки оказанных услуг по Аудиту ПО виртуальных серверов, обеспечивающих работу автоматизированных информационных систем, в двух экземплярах, счет, а также Отчет по результатам аудита ПО виртуальных серверов, содержащий сведения о параметрах виртуальных серверов и рекомендации по оптимизации ресурсных емкостей и параметров работы БПО и СПО для обеспечения нормального функционирования сервисов, согласно Приложению N 5 к Техническому заданию".
Заявитель в доводах жалобы отмечает, что формулировка "нормального функционирования сервисов" являет также неоднозначной, в связи с тем, что режимы функционирования систем, технические характеристики и отклонения в работе системы, а также требуемый перечень реакций персонала на отклонение от требуемого режима функционирования системы - должны быть прописаны в соответствующей регламентной документации/ в соответствующих разделах технической документации.
Заявитель также отмечает, что установленный в приложении N3 к Техническому заданию список задач, решаемый в рамках технического сопровождения виртуальных серверов, на которых располагаются АИС, не позволяет в точности оценить объем и режим работ в рамках исполнения контракта, так как Заказчиком в составе документации не размещен регламент осуществления данных видов работ.
Комиссией установлено, что в составе Технического задания определено следующее:
"Раздел 7. Требования к защите информации и наличию лицензий
Исполнитель должен иметь действующую лицензию на право осуществления видов деятельности по предмету закупки:
1) лицензия ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части услуг, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно: "услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации".
Комиссией также установлено, что в составе Технического задания Заказчиком определено следующее:
"- Осуществляет наблюдение за сообщениями системы мониторинга и принимает обращения Заказчика в режиме 24x7.".
Заявитель отмечет, что в составе аукционной документации отсутствует регламент реагирования и действий на события ИБ, следовательно, в приведенном выше требовании к исполнителю не будет обеспечено мониторинга за событиями ИБ. Заявитель также указывает, что наблюдение за сообщениями системами мониторинга не включает в себя понятия "разрешение инцидентов информационной безопасности", следовательно, наблюдение подразумевает бездействие (отсутствие действий) в рамках указанных формулировок.
Комиссией также установлено, что ы приложении N 4 к Техническому заданию приведен ряд терминов, которым не дается прямого толкования Заказчиком.
Заявитель отмечает, что отсутствует определение значимости и приоритета инцидента, зарегистрированной системой мониторинга, также отсутствует трактовка понятий "Разрешение/Ответ", из чего следует непонимание зоны ответственности исполнителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части отсутствия единообразия формулировок и постановки задач в рамках электронного аукциона, требуемых для возможности реальной оценки предстоящих работ, а также их трудоемкость и требуемые затраты на выполнение данных работ.
В доводах жалобы, по мнению Заявителя, сформированная заказчиком НМЦК на обозначенные в аукционной документации услуги влечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, в компетенцию антимонопольного органа не входит контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
В доводах жалобы заявитель оспаривает установление требования к неоднозначному регулированию системы мониторинга в рамках обеспечения доставки тревожных сообщений двумя различными способами.
Представитель заказчика пояснил, что со стороны Заказчика определено однозначное требование по обеспечению минимум двумя способами доставки извещений, в зависимости от технических реализаций системы мониторинга, прочие ограничения по способам доставки сообщений Заказчик не считает целесообразным в целях избежание ограничений по участникам закупочной процедуры.
По доводу Заявителя в отношении непредставления исчерпывающей информации об объемах и составе предоставляемых заказчиком СЗИ представитель Заказчика пояснил, что объем СЗИ указан в Приложением N12 к Техническому заданию в разрезе количества виртуальных серверов под управлением Microsoft Windows Server, а также в п.4.3.1.3. Технического задания. В пункте 4.3.1.3. Технического задания указано, что работы по обновлению СЗИ проводятся по готовности инфраструктуры и по согласованию с Заказчиком.
Комиссией установлено, что зона ответственности определена набором виртуальных серверов в составе АИС, согласно Приложению N 9 к Техническому заданию. Установлено, что в Приложении N4 к Техническому заданию указана возможность передачи информации о наличии проблем в инфраструктуре Заказчика, как возможность реагирования на инцидент.
Представитель Заказчика отмечает, что термин "виртуальный сервер" определен Техническим заданием как совокупность аппаратных или виртуализированных вычислительных ресурсов, обеспечивающих выполнение операционной системы, БПО и СПО. Также согласно пункту 4.3.1.2 Технического задания - анализ уязвимостей ОС Windows соответствует предмету контракта, в части улучшения показателя работы серверной технологической инфраструктуры и АИС, располагающихся на ней, в частности - безопасности, что закреплено в разделе 3 "Требования к составу услуг".
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки Комиссия установила, что Заказчиком в составе аукционной документации размещено приложение N 8 "Требования к метрикам мониторинга".
В составе указанных требований неоднократно присутствует понятие "Утилизация", которое не регламентировано аукционной документацией, техническим заданием и ГОСТ, размещенными Заказчиком.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Амаринго" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 июля 2021 г. N 047/06/64-1525/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021