Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителя Заявителя - ИП Селезневой М.И., извещенного о времени и месте надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2020 (далее - Приказ), в соответствии с п.п. б) п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в целях контроля над соблюдением требований Закона о контрактной системе, проведя внеплановую камеральную проверку действий Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление инженерного сопровождения (строительного контроля) по объекту: "Устройство элементов обустройства автомобильных дорог в Выборгском районе Ленинградской области по адресам: а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Ермилово; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" г. Приморск; а/д "Молодежное - Верхнее Черкасово" пос. Черкасово; а/д "Огоньки - Стрельцово - Толоконниково" пос. Первомайское; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Лебяжье; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Озерки; а/д "Высокое - Синицыно" пос. Красная Долина; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Попово; а/д "Рябово - Поляны" пос. Рябово; а/д "Высокое - Синицыно" дер. Камышевка; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Горьковское; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Яковлево; а/д "Зеленогорск - Приморск - Выборг" пос. Ключевое; а/д "Белокаменка - Лебяжье" пос. Бойково; а/д "Комсомольское - Приозерск", пос. Боровинка (устройство тротуаров).
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 25.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 010 930,83 руб.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование о предоставлении копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации не ниже второго уровня ответственности включительно (когда предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей) при начальной (максимальной) цене контракта 5 010 930 рублей 83 копейки является заведомо завышенным, поскольку, согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ, первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации, когда предельный размер обязательств по договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей, является достаточным для участия в торгах с начальной (максимальной) ценой контракта до шестидесяти миллионов рублей.
По мнению Заявителя, действия Заказчика по установлению требования о предоставлении копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации не ниже второго уровня ответственности включительно (предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей) ограничивают конкуренцию при проведении конкурса. Заявки участников закупки, представивших выписки из реестра членов саморегулируемой организации с первым уровнем ответственности, который является достаточным и в соответствии с требованиями статьи 55.16 ГрК РФ соответствует цене контракта, будут отклонены Уполномоченным органом при рассмотрении вторых частей заявок на участие в конкурсе.
Также, по мнению Заявителя, при размещении протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме Уполномоченным органом было допущено нарушение части 7 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, а именно, в ЕИС не опубликована информация, предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 54.4 Закона о закупках, то есть отсутствуют предложения участников открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В силу части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что у участника закупки в предоставляемой им выписке из реестра членов СРО, должны быть одновременно указаны сведения о соответствующих уровнях ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
В соответствии с положениями статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу, результаты рассмотрения которого обжалует Заявитель, составляет 5 010 930,83 рублей.
При этом стоимость выполнения работ по Объекту, при устройстве которого должен осуществляться строительный контроль, являющийся объектом закупки, составляет 317 329 029,72 рублей.
Исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности членов саморегулируемой организации должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль. Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие первому уровню ответственности члена СРО не могут быть признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Также представитель Заказчика отметил, что протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0145200000421000692 от 21.06.2021 содержит информацию о предложении участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, а именно:
"Оценка заявок участников произведена на основании информации, содержащейся в первых частях заявок, а именно, предложений участников:
Предложение участника ИНЗ N 13458 - на 4 л,
Предложение участника ИНЗ N 13312 - на 512 л,
Предложение участника ИНЗ N 13542 - на 422 л,
Предложение участника ИНЗ N 13552 - не представлено,
Предложение участника ИНЗ N 13583 - на 17 л."
Таким образом, требования, предусмотренные частью 7 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, исполнены уполномоченным органом при формировании и публикации протокола - протокол содержит информацию о предложении участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Инспекция приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены, а доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, Приказом, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 июля 2021 г. N 047/06/99-1524/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021