Проведена в соответствии со статьей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
Основание - жалоба общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Норма", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ненецкого автономного округа "Основная школа п. Усть-Кара" при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Сведения о закупке N 0184200000621000338 (далее - Закупка), на которую поступила жалоба:
1) Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 11.06.2021 г.;
2) наименование объекта закупки - Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования;
3) начальная (максимальная) цена контракта -12213700,00 Российский рубль;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) дата и время окончания подачи заявок - 06.07.2021 11:00;
Срок проведения проверки: с 06 июля 2021 года по 09 июля 2021 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 09 июля 2021 года.
Рассмотрение проведено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии:- руководителя Управления; членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления, - специалиста 1 разряда Управления, в отсутствии представителя Уполномоченного органа, Заказчика, Заявителя и их представителей (в надлежащем порядке уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела). При проведении проверки и рассмотрении материалов дела Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) поступила жалоба (вх. N 1401) от Заявителя, согласно доводу жалобы Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлены критерии оценки заявок, ограничивающие число участников закупки, не позволяющие определить наилучшее предложение.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Из части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 10-11 Правил следует, что критерии и показатели раскрывающие содержание нестоимостных критериев, а также порядок оценки по ним, устанавливаются в конкурсной документации заказчиком самостоятельно, с учетом особенностей закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Из процитированных выше положений законодательства о контрактной системе следует, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правила предоставляло заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (работам, услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.
Комиссией установлено, что ч. IV "Порядок оценки заявок" по нестоимостному критерию: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта" - значимость критерия оценки составляет 40 %, коэффициент значимости - 0,4. Максимальное количество баллов по критерию - 100. При заполнении заявки, участником может быть использована инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (Часть V конкурсной документации). Заполнению подлежат все позиции (графы) соответствующих таблиц. При отсутствии какого-либо показателя в соответствующей позиции (графе) проставляется прочерк или иным образом указывается об отсутствии отдельных показателей. Сумма величин значимости показателей критерия составляет 100 процентов. При непредставлении или несоответствии предоставленных сведений предмету оценки показателя участнику закупки присваивается 0 баллов.
Содержание критерия (предмет оценки и перечень показателей):
2.1. Наличие у участника конкурса опыта по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера за последние 5 лет (2016-2021 гг.), значимость показателя - 50%, коэффициент значимости - 0,5.
Подтверждением успешного выполнения работ (оказания услуг) сопоставимого характера за последние 5 лет (2016-2021 гг.), предшествующие дате окончания срока подачи заявок, служат копии исполненных контрактов (договоров), включая все приложения к ним, технических заданий, итоговых актов сдачи-приемки, удовлетворяющие следующим требованиям:
N
п/п
Требование
Подтверждающие документы*
1.
Предметом контрактов (договоров) являются работы (услуги) сопоставимого характера: работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств (за исключением линейных объектов).
1) копии исполненных контрактов (договоров), включая все приложения к ним;
2) копии технических заданий;
3) копии итоговых актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)**
2.
Цена каждого контракта (договора) составляет не менее 10 000 000 (Десять миллионов) рублей. ***
Контракты (договоры), расторгнутые в связи с нарушением обязательств со стороны подрядчика (исполнителя), не учитываются при оценке.
* Представляются по желанию участников конкурса.
**Копиями актов сдачи-приемки должно подтверждаться исполнение контрактов (договоров) в полном объеме.
***Цена контракта (договора) в иностранной валюте учитывается по курсу ЦБ РФ на день заключения контракта (договора).
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки участника не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае непредставления документов, либо в случае их несоответствия установленным выше требованиям, представленной заявке присваивается 0 баллов по соответствующему критерию (показателю).
Порядок оценки:
При оценке заявок по показателю лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника конкурса с наибольшим общим количеством исполненных контрактов (договоров), удовлетворяющим установленным выше требованиям. Остальным заявкам баллы начисляются по формуле:
НЦБопытi = КЗ *100* (Кi/Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
2.2. Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами (работникаими), предлагаемыми для выполнения работ - значимость показателя 50 %, коэффициент значимости - 0,5.
Подтверждением наличия у участника конкурса сотрудников (работников), предлагаемых для выполнения работ, служат:
N п/п
Требование
Подтверждающие документы*
11.
Сотрудники (работники), предлагаемые для выполнения работ, находящиеся в штате участника конкурса.
Копии трудовых книжек с записью трудоустройства и (или) сведений о трудовой деятельности по форме утвержденной приказом Минтруда России от 20.01.2020 N 23н.
* Представляются по желанию участников конкурса.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки участника не ответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае непредставления документов, либо в случае их несоответствия установленным выше требованиям, представленной заявке присваивается 0 баллов по критерию (показателю).
Порядок оценки:
При оценке заявок по показателю лучшим условием исполнения государственного контракта признается предложение участника конкурса с большим количеством трудовых ресурсов (работников), удовлетворяющих установленным выше требованиям.
Остальным заявкам баллы начисляются по формуле:
НЦБспецi=KЗ*100*(Ki/Kmax),
где:
KЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Для расчета рейтинга заявок (предложений) по критериям сумма оценок (в баллах), присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных критериев умножается на коэффициент значимости критерия. Дробные значения округляются до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов заявки (предложения) по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер. Остальным заявкам (предложениям) порядковые номера присваиваются по мере уменьшения баллов.
Право заказчика самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев оценки заявок, подтверждено позицией Верховного суда РФ изложенной в решении от 11.04.2016 N АКПИ16-53.
Довод Заявителя о неправомерности установления Уполномоченным органом, Заказчиком показателя наименьшей цены (контракта), подтверждающих опыт исполнения, в размере 10 млн. рублей, является необоснованным, поскольку предельные значения цены договора (контракта) для подтверждения опыта выполнения работ сопоставимого характера Законом о контрактной системе и Правилами не регламентированы.
Порядок оценки заявок участников конкурса по указанному показателю соответствует требованиям Правил и Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, разъяснено, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов, участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований.
ООО "Норма", подавшее жалобу на документацию, не представило доказательств подтверждающих реальность своих намерений участвовать в Конкурсе, способность выполнить работы, которые являлись объектом закупки, явку своих полномочных представителей не обеспечил. Оснований полагать, что вследствие действий Уполномоченного органа, Заказчика допущено нарушение прав и законных его интересов на участие в закупочной процедуре, не имелись.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что доказательств того, что вышеуказанное требование связано с нарушением прав и законных интересов участников закупки, не представлено, поскольку на участие в закупке подана 1 заявка, в связи с чем порядок оценки не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ненецкого автономного округа "Основная школа п. Усть-Кара" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0184200000621000338 по наименованию объекта закупки: выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 9 июля 2021 г. N 083/06/106-25/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - конкурсная документация - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021