Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист первого разряда отдела контроля закупок Крымского УФАС России Л.Ю. Масюра,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Заказчик) - Малявкина И.С., Окунь Д.А. (по доверенности);
- ООО "ГК "Сигма" (далее - Заявитель) - Кравченко А.В. (директор), Загребельная Л.М. (по доверенности);
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Уполномоченный орган) - Цыбульский Д.А. (по доверенности);
- ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" (далее - Заинтересованное лицо) - Денисюк М.Е. (по доверенности);
- ООО "ПРОТОН ТРЕЙД" (далее - Заинтересованное лицо) - Иванов А.А. (директор);
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка ноутбуков для компьютерного класса для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"" (извещение N0175200000421000158) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе нарушены действиями Заказчика, неправомерно опубликовавшего протокол признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Заинтересованного лица не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при опубликовании протокола признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 2 статьи 83.2 в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2. Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2021 N0175200000421000158-3-2, комиссией Заказчика было принято решение о присвоении первого порядкового номера Обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сигма" (идентификационный номер заявки ИНЗ 109439242).
13.07.2021 Заказчиком в единой информационной системе был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.07.2021 NППУ1.
Основанием для признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта послужило:
"В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2021 года N0175200000421000158 Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сигма" признано победителем аукциона с предложением о цене контракта 177 931 836,66 руб.
Заказчиком 06.07.2021 в соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) размещен в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке проект контракта.
По состоянию на 12.07.2021 Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Сигма" в сроки, установленные ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, не размещен на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и не размещен протокол разногласий. 12.07.2021 в Министерство поступило Уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов по данной закупке N 0175200000421000158 Поставка ноутбуков для компьютерного класса для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" рассмотрение которой состоится 15.07.2021".
Как следует из жалобы Заявителя:
"В соответствии с нормами действующего законодательства срок для подписания проекта контракта победителем электронного аукциона установлен до 12.07.2021 г. включительно.
Однако 09.07.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступили жалобы от участников данного электронного аукциона ООО "Галио Трейд" (ИНЗ 109453245) и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" (ИНЗ 109440981).
Указанные жалобы были приняты к рассмотрению и определение поставщика (подрядчика, исполнителя) приостановлено по жалобам.
Учитывая данное обстоятельство ООО "ГК "Сигма" не осуществило подписание контракта до 12.07.2021 г.
Вместе с тем 13.07.2021 г. Заказчиком в ЕИС размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.07.2021 NППУ1" для закупки N0175200000421000158.
ООО "ГК "Сигма" полагает, что Заказчиком неправомерно размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.07.2021 NППУ1" для закупки N0175200000421000158".
Как следует из возражений Заказчика:
"ООО "Группа Компаний "Сигма" являлось участником электронного аукциона N0175200000421000158 "Поставка ноутбуков для компьютерного класса для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Протоколом подведения итогов от 05.07.2021 г. ООО "Группа Компаний "Сигма" было признано победителем электронного аукциона N0175200000421000158, получив право и обязанность по заключению контракта в порядке, определенном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
06.07.2021 г., в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, Заказчик разместил в единой информационной системе закупок проект контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе (в данном случае, с даты 06.07.2021), победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо размещает протокол разногласий, т.е. (с учетом выходного дня 11.07.2021) - до 12.07.2021 г.
До 29:59 12.07.2021 г. ООО "Группа Компаний "Сигма"" ни проект подписанного контракта, ни протокол разногласий на электронной площадке не разместило.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, в соответствии с положениями части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, ООО "Группа Компаний "Сигма" была признана уклонившейся от заключения контракта, о чем 13.07.2021 был составлен соответствующий протокол и размещен в единой информационной системе.
Обжалуя решение Заказчика, ООО "Группа Компаний "Сигма"" указало, что оно не осуществило подписание контракта в связи с тем, что 09.07.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и города Севастополю поступили жалобы ООО "Галио Трейд" и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион".
Однако уведомления о принятии жалоб к рассмотрению (с требованием о приостановлении определения поставщика) были размещены в единой информационной системе в 16:58 12.07.2021 и 17:58 13.07.2021 соответственно.
Следовательно, как минимум, до 16:58 12.07.2021 ООО "Группа Компаний "Сигма"" не могло знать о приостановлении определения поставщика и должно было совершать действия, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, как если бы жалобы ООО "Галио Трейд" и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" не были поданы.
В жалобе ООО "Группа Компаний "Сигма"" не приложено никаких доказательств того, что оно совершало какие-либо действия по исполнению части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в уведомлениях Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и города Севастополю было прямо указано, что требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта является обязательным только для Заказчика, а жалобы ООО "Галио Трейд" и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" не влияют на содержание подлежащего заключению контракта.
Таким образом, обстоятельства, описанные в жалобе ООО "Группа Компаний "Сигма"", никак не влияют на действия по исполнению части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Ссылка ООО "Группа Компаний "Сигма"" на определение Верховного суда РФ N303-ЭС 19-20549 от 21.02.2020 по делу N А04-9325/2018 не может быть признанной релевантной по отношению к обстоятельствам электронного аукциона N0175200000421000158.
Вынося свое определение N303-ЭС 19-20549 от 21.02.2020, Верховный суд РФ указал следующее:
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629).
В связи с этим положения главы 6 Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.
Учитывая, что ООО "Группа Компаний "Сигма"" не предоставило никаких доказательств совершения каких-либо своих действий по исполнению части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, а также наличия каких-либо препятствий для совершения этих действий, нарушение, описанное в жалобе, является мнимым, а не действительным.
В свою очередь, использование обстоятельств рассмотрения жалобы ООО "Галио Трейд" и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион", в качестве оправдания собственного бездействия и повода для заявления жалобы - может расцениваться как злоупотребление правом.
Кроме того, определение N303-ЭС 19-20549 от 21.02.2020 было вынесено в специфических условиях, когда определение поставщика было подлежало приостановлению по жалобе победителя на условия заключаемого контракта, что делает обжалуемые условия контракта несогласованными.
На это указано в обосновании выводов суда:
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В таких условиях, подписание проекта контракта победителем определения поставщика действительно противоречит статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Что касается электронного аукциона N0175200000421000158, то у ООО "Группа Компаний "Сигма"" отсутствовали подобные препятствия и жалобы ООО "Галио Трейд" и ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" (направленные на защиту прав и законных интересов именно этих компаний) никак не влияли на волеизъявление ООО "Группа Компаний "Сигма"" на подписание контракта, так как общество вообще могло ничего не знать об этих жалобах до начала рабочего дня 13.07.2021.
Из приведенных доводов следует, что в описанных обстоятельствах исполнение положений части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе обеспечивается невозможностью Заказчика осуществить подписание контракта.
_
Таким образом, неисполнение ООО "Группа Компаний "Сигма"" части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (повлекшее признание его уклонившимся от заключения контракта), в отсутствии каких-либо препятствий, является исключительно следствием бездействия самого ООО "Группа Компаний "Сигма"", что исключает наличия нарушенных прав и законных интересов".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Заказчиком 06.07.2021 победителю закупки на подписание направлен проект государственного контракта, в связи с чем, в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе регламентированный срок подписания государственного контракта таким участником - 12.07.2021. При этом проект государственного контракта победителем не подписан, в связи с чем, 13.07.2021 Заказчиком размещен в ЕИС протокол признания победителя закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Вместе с тем, контрольный орган самостоятельно посредством ЕИС осуществляет блокирование процедуры заключения государственного контракта, в связи с чем, требования вышеуказанной части не распространяются на действия участника закупки, осуществляющего действия по подписанию государственного контракта на сайте электронной торговой площадки.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры признается Заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий.
Таким образом, победитель Закупки, не направивший Заказчику проект контракта или протокол разногласий, признается в соответствии с положениями Закона о контрактной системе уклонившимся.
Данная позиция также подтверждается письмом ФАС России NПИ/59627/21 от 16.07.2021.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика, опубликовавшего протокол признания ООО "ГК "Сигма" уклонившимся от заключения контракта, не установлено нарушений Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Л.Ю. Масюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 июля 2021 г. N 082/06/106-1235/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021