Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист первого разряда отдела контроля закупок Крымского УФАС России Л.Ю. Масюра,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГУП "КЖД" (далее - Заказчик) - Бирюкова Е.И.(по доверенности),
- ООО "Кемеровский Областной Кадастровый Центр" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на 104 объекта электросетевого хозяйства с последующей постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права собственности Российской Федерации и права хозяйства с последующей постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "КЖД"" (извещение N0575400000121000178) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Подпунктом "а" пункта 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть качество товаров (качество работ, качество услуг).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с разделом Приложением N1 к Информационной карте по нестоимостному критерию оценки "Качество работ" установлен следующий порядок рассмотрения заявок:
"Порядок оценки заявок по критерию "качество работ": 0,3 (30%)
Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по указанному критерию установлен следующий показатель: "Качество работ" (П1).
В рамках данного не стоимостного критерия оценивается предложение участника конкурса по качеству работ, исходя из пояснительной записки, предоставленной в составе заявки на участие в конкурсе.
В целях предоставления возможности Заказчику установления объективной оценки заявок участников настоящей закупки по не стоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в отношении показателя "Качество работ", участником закупки должна быть представлена пояснительная записка в произвольной форме текстовой, табличной, графической или иной, с предложением о качестве работ, содержащая в себе детальное описание выполняемых работы в соответствии с требованиями настоящей документации, в том числе в соответствии с условиями проекта государственного контракта и его приложениями, и требованиями технического задания.
В составе пояснительной записки участником закупки представляет следующие сведения:
- порядок и последовательность выполнения работ с привязкой к объектам, в том числе с описанием состава проведения работ, с учетом возможности параллельного выполнения этапов работ и возможности одновременного выполнения нескольких этапов.
- пример выполнения работ с содержанием разделов, объемов, форматов сдаваемых результатов выполненных работ, отчетности, документов;
- календарный план выполнения работ, с указанием наименование этапа выполнения работ, видов работ по каждому этапу, сроков реализации этапа, намениваем документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, количество и квалификация специалистов выполняющих работы по этапу с привязкой к объекту;
- график работы специалистов при выполнении работ согласно ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию".
Количество баллов, которые присваиваются по значению критерия, зависит от наличия или отсутствия, а также соответствия описания участником открытого конкурса выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, которые изложены в настоящей документации. Оценке подлежит наличие в заявке участника открытого конкурса развернутого описания предложения о качестве работ.
Баллы по значению показателя "Качество работ" присваиваются от 0 до 100 в следующем порядке:
Показатель "Качество работ" В пояснительной записке должно быть представлено: |
Предельные величины значимости |
|
Условие присвоения соответствующего количества баллов |
Количество присваиваемых баллов |
|
- порядок и последовательность выполнения работ с привязкой к объектам, в том числе с описанием состава проведения работ, с учетом возможности параллельного выполнения этапов работ и возможности одновременного выполнения нескольких этапов.
- пример выполнения работ с содержанием разделов, объемов, форматов сдаваемых результатов выполненных работ, отчетности, документов;
|
- отсутствие порядка и последовательности выполнения работ с привязкой к объектам, в том числе с описанием состава проведения работ, с учетом возможности параллельного выполнения этапов работ и возможности одновременного выполнения нескольких этапов. предложения по качеству работ, т.е. участником закупки не представлена предлагаемая им пояснительная записка с описанием выполнения работ, либо участник продублирован техническое задание Заказчик |
0 баллов |
- представлено описание порядка и последовательности выполнения работ без привязки к объектам или представлено описание порядка и последовательности выполнения работ с привязкой к объектам, но без описания состава проведения работ или без учета возможности параллельного выполнения этапов работ или без возможности одновременного выполнения нескольких этапов. |
10 баллов |
|
- представлено описание порядка и последовательности выполнения работ с привязкой не по всем объектам с описанием состава проведения работ, с учетом возможности параллельного выполнения этапов работ и возможности одновременного выполнения нескольких этапов. |
25 баллов |
|
- не представлен пример выполнения работ с содержанием разделов, объемов, форматов сдаваемых результатов выполненных работ, отчетности, документов. |
0 баллов |
|
- представлен пример выполнения работ без содержания разделов, или без объемов, или без форматов сдаваемых результатов выполненных работ, или без отчетности, документов. |
10 баллов |
|
- представлен пример выполнения работ с содержанием разделов, объемов, форматов сдаваемых результатов выполненных работ, отчетности, документов. |
25 баллов |
|
- календарный план выполнения работ, с указанием наименование этапа выполнения работ, видов работ по каждому этапу, сроков реализации этапа, намениваем документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, количество и квалификация специалистов выполняющих работы по этапу с привязкой к объекту.
|
- не представлен календарный план выполнения работ, с указанием наименование этапа выполнения работ, видов работ по каждому этапу, сроков реализации этапа, намениваем документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, количество и квалификация специалистов выполняющих работы по этапу с привязкой к объекту. |
0 баллов |
- представлен календарный план выполнения работ, без указания наименования этапа выполнения работ или без указания видов работ по каждому этапу или без указания сроков реализации этапа, или без указания намениваем документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, или без указания количества и квалификации специалистов, выполняющих работы по этапу с привязкой к объекту. |
10 баллов |
|
- представлен календарный план выполнения работ, с указанием наименования этапа выполнения работ, видов работ по каждому этапу, сроков реализации этапа, намениваем документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, количество и квалификация специалистов выполняющих работы по этапу с привязкой к объекту |
25 баллов |
|
- график работы специалистов при выполнении работ согласно ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". |
- не придставлен график работы специалистов при выполнении работ согласно ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". |
0 баллов |
- график работы специалистов при выполнении работ согласно ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". |
25 баллов |
Количество баллов, которые присваиваются по значению критерия, зависит от наличия или отсутствия, а также соответствия описания участником открытого конкурса выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, которые изложены в настоящей документации.
В случае, если в составе пояснительной записки участник закупки представляет сведения о порядке и последовательности выполнения работ с привязкой к объектам, в том числе с описанием состава проведения работ, с учетом возможности параллельного выполнения этапов работ и возможности одновременного выполнения нескольких этапов, пример выполнения работ с содержанием разделов, объемов, форматов сдаваемых результатов выполненных работ, отчетности, документов, календарный план выполнения работ, с указанием наименования этапа выполнения работ, видов работ по каждому этапу, сроков реализации этапа, намениваем документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, количества и квалификации специалистов выполняющих работы по этапу с привязкой к объекту, график работы специалистов при выполнении работ согласно ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию", такому участнику присваивается 100 баллов.
В случае отсутствия в пояснительной записке сведений по любому из вышеперечисленных показателей участник закупки получает 0 баллов по соответствующему показателю.
Каждый член комиссии оценивает заявки участников закупки по данному критерию путем суммирования баллов по каждому из показателей видов работ.
Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному критерию.
Рейтинг по критерию определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке, умноженное на коэффициент значимости критерия".
Комиссия, изучив нестоимостной критерий оценки "Качество работ", приходит к выводу, что такой критерий является полностью субъективным, поскольку по данному показателю оценивается пояснительная записка, которая должна содержать порядок и последовательность выполнения работ, пример выполнения работ, календарный план выполнения работ, график работы, однако из описания критерия не следует, например, как Заказчик будет определять, какая пояснительная записка содержит надлежащий порядок и последовательность выполнения работ, а какая нет и т.д., из чего следует, что комиссия Заказчика сможет по своему усмотрению присуждать баллы при оценивании заявок участников.
Комиссия также отмечает, что установленный критерий "Качество работ" никак не может повлиять на фактическое качество выполненных работ. Заказчик прописал документацию так, что оценивается не качество работ, а описание выполнения данных работ.
По сути, сами по себе предложения или описание технологии работ (т.е. оцениваемый критерий) не относятся ни к качеству, ни к функциональным, потребительским свойствам предоставляемой услуги. Из смысла норм Постановления Правительства РФ N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления приходит к выводу о том, оцениваться может только критерий "качество", т.е. фактический итоговый продукт (работа), а не предложения по качеству. Качественные характеристики объекта закупки, в данном случае выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимого имущества с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "КЖД", не подразумевают того, что предложения по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению эффективности выполняемых работ могут каким-либо образом влиять на итоговый результат. К реальному качеству это никак не относится.
Таким образом, установленный Заказчиком критерий "Качество работ" не дает возможность участникам Закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов конкурсной комиссии Заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по контракту и привести к неэффективности осуществленной Закупки.
Установленный показатель не обеспечивает выбор наиболее квалифицированного исполнителя требуемых работ и не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, Заказчик нарушил требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Л.Ю. Масюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 июля 2021 г. N 082/06/106-1238/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021