На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "СК Система" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Департаментом строительства администрации города Омска (далее - Заказчик), Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство детского сада в микрорайоне "Большие поля" в Советском административном округе г. Омска" (Реестровый номер 21.12.0284) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0152200004721000260) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном направлении информации в банк об удержании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии согласился с доводом обращения Заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки 13.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.07.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу обращения Заявителя Оператором электронной площадки неправомерно направлена информация в банк об удержании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе, поскольку в течение одного квартала в отношении трех заявок, поданных Заявителем на участие в электронных процедурах, не принимались решения об их несоответствии требованиям, предусмотренным документациями о закупках, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона. При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное Законом о контрактной системе перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что согласно протоколам подведения итогов электронного аукциона от 14.05.2021 N ППИ 0152200004721000393, запроса котировок в электронной форме от 17.05.2021 N 0152300011921000596, открытого конкурса в электронной форме от 01.06.2021 N ППИ 0152200004721000260 (далее - Протоколы) заявки Заявителя признаны несоответствующими на основании пункта 1 части 4 статьи 54.7, пункта 1 части 6 статьи 69, пункта 2 части 11 статьи 82.1 Закона о контрактной системе.
При этом, по мнению Заявителя, отклонение по результатам проведения запроса котировок в электронной форме с номером извещения 0152300011921000596 (далее - Запрос котировок) не подлежит учету при применении положений части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, в связи с чем Оператором электронной площадки необоснованно направлена информации в банк об удержании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем представитель Оператора электронной площадки сообщил, что направление информации в банк об удержании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе произведено Оператором электронной площадки ошибочно, поскольку отклонение по Запросу котировок является электронной процедурой, по которой в течение одного квартала заявки Заявителя признаны несоответствующими.
Комиссия изучив Протоколы, установила, что одной из закупочных процедур является Запрос котировок, в связи с чем Оператором электронной площадки неправомерно направлена в банк информация об удержании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, представитель Оператора электронной на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым 30.06.2021 на основании информации, полученной от Оператора электронной площадки, банком осуществлено перечисление денежных средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, Оператором электронной площадки неправомерно учтено отклонение заявки Заявителя на участие в Запросе котировок в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно направившего информацию в банк об удержании денежных средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, нарушают часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом учитывая, что денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе переведены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе переведены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, предписание не выдавать.
3. Передать материалы от 14.07.2021 по делу N П-87/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июля 2021 г. N П-87/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021