Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "СК Интег" (далее - Заявитель) на действия ППК "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией ППК "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Конкурсная комиссия), АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Административное здание для налоговых органов Челябинской области, г. Челябинск" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0995400000221000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 13.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 15.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 230 256 276, 51 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.07.2021.
1.1. По мнению Заявителя, Заказчиком в порядке оценки Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) по Показателям NN 1, 2 Критерия неправомерно установлены предельные необходимые значения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
При этом пунктом 27 (2) Правил установлен исчерпывающий перечень показателей нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", используемых для целей оценки заявок участников закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а именно: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров), наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно порядка оценки Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) по Показателям NN 1, 2 Критерия установлены предельные необходимые значения 2 млрд рублей, а также 1 млрд. рублей соответственно.
Комиссия, изучив порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателям NN 1, 2 Критерия, приходит к выводу, что установление предельно необходимых значений в порядке оценки Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) по Показателям NN 1, 2 Критерия не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также Правилам.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия.
Согласно Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) по Показателю N 1 Критерия установлен порядок присвоения баллов согласно которому в случае если общая сумма контрактов (договоров), принятых к оценке, к примеру, 200 млн. руб. < 400 млн. рублей заявке участника закупки присваивается 5 баллов; 400 млн. руб. < 600 млн. рублей - 10 баллов; 600 млн. руб. < 800 млн. рублей - 15 баллов и т.д. и т.п.
Кроме того, по Показателю N 2 Критерия (в редакции от 05.07.2021) установлен порядок присвоения баллов согласно которому в случае если наибольшая цена контракта (договора), принятого к оценке, к примеру,? 100 млн. руб. < 200 млн. рублей заявке участника закупки присваивается 5 баллов; ? 200 млн. руб. < 300 млн. руб. - 10 баллов; ? 300 млн. руб. < 400 млн. руб. - 15 баллов и т.д. и т.п.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что указанный порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателям NN 1, 2 Критерия (в редакции от 05.07.2021) является ненадлежащим, поскольку, например, при изменении общей стоимости исполненных контрактов (договоров) на 0,01 рублей количество присвоенных баллов увеличивается на 5 баллов.
Кроме того, порядок оценки не предусматривает возможности присвоения баллов, соответствующих информации об опыте работ, указанной в заявке на участие в Конкурсе. Так, например, опыт одного участника закупки, указавшего информацию о наибольшей цене контракта (договора) в размере 301 млн. рублей и опыт другого участника закупки, указавшего информацию о наибольшей цене контракта (договора) в размере 399 млн. рублей, будет оценен Конкурсной комиссией одинаковым количеством баллов - 15.
При этом согласно порядку оценки Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) по Показателям N 1, 2 Критерия к оценке принимаются контракты (договоры) по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов) с ценой контракта (договора) не менее 200 млн. рублей, а также 100 млн. рублей соответственно.
Комиссия, изучив порядок оценки Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021), по Показателям NN 1, 2 Критерия приходит к выводу, что заявки на участие в Конкурсе, содержащие договоры (контракты), цена которых составляет менее 200 млн. рублей, а также 100 млн. рублей соответственно, не могут быть оценены Конкурсной комиссией по Показателям NN 1, 2 Критерия, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров), что не соответствует Правилам.
Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики показателей, предусмотренных пунктом 27 (2) Правил, Комиссия приходит к выводу, что требования порядка оценки Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) в части установления требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке по Показателям NN 1, 2 Критерия, не соответствуют требованиям пунктов 27 (2) Правил, а также Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации (в редакции от 05.07.2021) ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем согласно сведениям ЕИС 12.07.2021 Заказчиком устранено вышеуказанное нарушение путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
При этом в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно порядку оценки Конкурсной документации (в редакции от 12.07.2021) по Показателям NN 1, 2 Критерия оценке подлежит предложение участника закупки об общей стоимости, о наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке, стоимость выполненных работ по которому составляет не менее 25 % начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия, изучив порядок оценки Конкурсной документации (в редакции от 12.07.2021) по Показателям NN 1, 2 Критерия, приходит к выводу, что заявки на участие в Конкурсе, содержащие договоры (контракты), цена которых составляет менее 25 % начальной (максимальной) цены контракта, не могут быть оценены Конкурсной комиссией по Показателям NN 1, 2 Критерия, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров), что не соответствует Правилам.
Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики показателей, предусмотренных пунктом 27 (2) Правил, Комиссия приходит к выводу, что требования порядка оценки Конкурсной документации (в редакции от 12.07.2021) в части установления требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке, не соответствуют требованиям пунктов 27 (2) Правил, а также Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации (в редакции от 12.07.2021) ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Интег" обоснованной в пункте 1.2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.07.2021 по делу N 17/06/105-669/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2021 г. N 17/06/105-669/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021