Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Соловьева А.В. (далее - Заявитель) на действия Федеральной пробирной палаты (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федеральной пробирной палаты (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку печей для купелирования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000621000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком:
1. В техническом задании документации об Аукционе (далее - Техническое задание) ненадлежащим образом установлено требование о наличии у исполнителя при поставке товара сертификата соответствия Европейского экономического сообщества;
2. В Техническом задании неправомерно установлено требование об указании в составе заявки соответствия процесса купелирования метрологическим характеристикам при полной загрузке муфеля, соответствующего требованиям документации об Аукционе;
3. Не представлен ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 540 440 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 14501133950490019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.07.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку подана только одна заявка (ООО "Немен"), которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пункте 3.22 Технического задания ненадлежащим образом установлено требование о наличии у исполнителя при поставке товара сертификата соответствия Европейского экономического сообщества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, Заказчиком установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
Вместе с тем, при формировании заявки на участие в Аукционе участники закупки должны указать, что поставляемый товар соответствует стандартам Европейского экономического сообщества.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование о наличии к поставляемому товару сертификата соответствия Европейского экономического сообщества Заказчиком установлено ошибочно.
При этом представители Заказчика сообщили, что при поставке указанного товара необходимо подтверждение его соответствия установленным требованиям стандарта Евразийского экономического союза.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Техническом задании, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу Заявителя, в пункте 3.23 Технического задания неправомерно установлено требование об указании в составе соответствия процесса купелирования метрологическим характеристикам при полной загрузке муфеля, соответствующего требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 1.3 Технического задания указано, что при приемке товара предусмотрена проверка соответствия данного товара требованиям Технического задания, а именно при проведении процесса купелирования по методикам количественного химического анализа, используемых Заказчиком на стандартных образцах ювелирных сплавов при полной загрузке печи.
Представители Заказчика на заседании Комиссии предоставили нормативно-правовые акты сертификации товара, в соответствии с которыми в Техническом задании установлены вышеуказанное требование.
При этом Комиссией установлено, что ссылка на данные нормативно-правовые акты сертификации товара отсутствуют в документации об Аукционе, кроме того, данные документы отсутствуют в открытом доступе для ознакомления участниками закупки.
Вместе с тем, предметом закупки является поставка товара, эксплуатация которого определенным методом должна соответствовать спорным характеристикам.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившееся в установлении требования об указании в заявке на участие в Аукционе результатов эксплуатации товара определенным методом нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не представлен ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в адрес Заказчика направлен запрос на дачу разъяснений документации об Аукционе, а именно разъяснения в части правомерности установления в Техническом задании требований о наличии сертификата соответствия Европейского экономического сообщества, а также требования соответствия процесса купелирования следующим метрологическим характеристикам при полной загрузке.
Вместе с тем, Заказчиком 12.07.2021 размещен ответ на запрос разъяснение положения документации об Аукционе N 1404697, согласно которому Заказчиком представлен следующий ответ:
"Запрос разъяснений положений документации от 08.07.2021 N 1404697 не содержит запроса в отношении положений аукционной документации_".
При этом Комиссией установлено, что Заказчиком не предоставлен ответ на запрос о даче разъяснений положения документации об Аукционе N 1404697, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Соловьева А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.07.2021 по делу N 17/06/105-715/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2021 г. N 17/06/105-715/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021