Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПГ Винтэкс" на действия Заказчика Администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300005421000007 "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) мини - погрузчика для нужд администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
12.07.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ПГ Винтэкс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика Администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300005421000007 "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) мини - погрузчика для нужд администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области" (далее - Аукцион).
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком Аукциона является Администрация Ивантеевского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 997 112,67 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены характеристики товара ограничивающие круг участников Аукциона.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Согласно ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент"" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно разделу 8 "Техническая часть" документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) мини - погрузчика для нужд администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области, в том числе, со следующими характеристиками:
Высота по кабине, мм. - не более 2050;
Высота по проблесковому маячку, мм - не более 2160;
Длина без ковша, мм. - не более 2700;
Ширина по колесам, мм. - не более 1720;
Полная масса, кг. - не более 4370;
Кабина:
Защитная дуга для обеспечения безопасности работы оператора - Наличие;
Бесконтактный выключатель, снимающий блокировку рабочего оборудования - Наличие;
Двигатель:
Номинальная частота вращения, об./мин. - не менее 2600;
Частота вращения на холостом ходу, об./мин. - не менее 800.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что данные характеристики являются потребностью Заказчика, а именно:
Высота по кабине - не более 2050 мм.: данный показатель непосредственно влияет на потребность Заказчика в определенной высоте мини-погрузчика, в связи с ограниченной высотой воротного проема гаража имеющегося в собственности Заказчика, в котором происходит гаражное хранение и техническое обслуживание данной техники;
Высота по проблесковому маячку - не более 2160 мм.: данный показатель непосредственно влияет на потребность Заказчика в определенной высоте мини-погрузчика, в связи с ограниченной высотой воротного проема гаража имеющегося в собственности Заказчика, в котором происходит гаражное хранение и техническое обслуживание данной техники.
Длина без ковша - не более 2700 мм.: Данный показатель непосредственно влияет на потребность Заказчика в определенной высоте мини-погрузчика, в связи с ограниченной длинной гаража имеющегося в собственности Заказчика, в котором происходит гаражное хранение и техническое обслуживание данной техники.
Ширина по колесам - не более 1720 мм.: данный показатель непосредственно влияет на потребность Заказчика в определенной ширине мини-погрузчика. В связи с шириной пешеходных зон (тротуаров), имеющихся в Ивантеевском районе.
Полная масса - не более 4370 кг.: данный показатель непосредственно влияет на потребность Заказчика в определенной массе мини-погрузчика, в связи с техническими характеристиками техники используемой для транспортировки данного мини-погрузчика; Защитная дуга для обеспечения безопасности работы оператора и бесконтактный выключатель, снимающий блокировку рабочего оборудования - наличие: основными задачами защитная дуга и бесконтактный выключатель являются: безопасность оператора, выполняет функцию датчика присутствия оператора (не дает машине сдвинуться с места, если оператор не сидит в правильном положении на месте для управления).
Номинальная частота вращения - не менее 2600 об./мин.: при заполнении аукционной документации, а именно технических характеристик мини-погрузчика, за основу был взят двигатель зарекомендовавший себя, как надежны, долговечный и легкий в обслуживании Kubota V3800 DI-T. Данный двигатель устанавливается на все мини-погрузчики производимые в Российской Федерации.
Частота вращения на холостом ходу - не менее 800 об./мин.: при заполнении аукционной документации, а именно технических характеристик мини-погрузчика, за основу был взят двигатель зарекомендовавший себя, как надежный, долговечный и легкий в обслуживании Kubota V3800 DI-T. Данный двигатель устанавливается на все мини-погрузчики производимые в Российской Федерации.
Таким образом, указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил, руководствуясь своей потребностью, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Следовательно, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика.
Указанные в техническом задании характеристики товара не свидетельствуют об ограничении количества участников закупки, так как участниками закупки могут быть не только производители конкретного товара, но и иные лица, имеющие возможность поставить товар с установленными в аукционной документации требованиями. При этом потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников размещения заказа.
Кроме того, на рассмотрении жалобы представители Заявителя пояснили, имеют возможность закупить тот мини - погрузчик, который будет необходим Заказчику.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что потребность Заказчика в приобретении товара с конкретными функциями (характеристиками) не свидетельствует об ограничении конкуренции.
На основании изложенного, Комиссией нарушений в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не выявлено и довод жалобы признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ПГ Винтэкс" на действия Заказчика Администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300005421000007 "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) мини - погрузчика для нужд администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19 июля 2021 г. N 064/06/33-905/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021