Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Интра" на действия Заказчика Государственного учреждения- Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000621000144 "Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с внешним источником энергии с целью обеспечения инвалида",
УСТАНОВИЛА:
14.07.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Интра" (далее- Заявитель) на действия Заказчика Государственного учреждения- Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000621000144 "Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с внешним источником энергии с целью обеспечения инвалида" (далее - Конкурс).
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация.
Заказчиком данного Конкурса является Государственного учреждения- Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 934 921,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Конкурсной документацией определен нестоимостный критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им и на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При расчете нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера, при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируются. Действия Заказчика по установлению нестоимостных критериев в текущем виде, в том числе в части указанных диапазонов, противоречат нормам Закона о контрактной системе. Сведения и документы, которые участник закупки может предоставить для подтверждения опыта работы положениям Закона о контрактной системе не регламентированы. Требования Закона о контрактной системе и правил оценки заявок не содержат права Заказчика ограничивать виды контрактов, которыми участник закупки может подтвердить успешный опыт выполнения работ по контракту.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Приложении 2 к Информационной карте Конкурса "Порядок и критерии оценки заявок на участие в Конкурсе" Заказчиком установлены в документации о закупке следующие критерии оценки:
1. Стоимостной критерий оценки - цена контракта
2. Нестоимостной критерии оценки - квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Согласно п. 10 Правил оценки заявок, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценки заявок, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно Приложению 2 к Информационной карте Конкурса "Порядок и критерии оценки заявок на участие в Конкурсе" конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - "Квалификация участников закупки в том, числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки") со значимостью критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух подкритериев:
1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема". Коэффициент значимости показателя- 0,4
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов бедра модульных с внешним источником энергии), исчисляемый в количестве предоставленных протезов бедра модульных с внешним источником энергии получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 1 штуки.
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 5 (пять) штук.
2. Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема". Коэффициент значимости показателя- 0,6
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов бедра модульных с внешним источником энергии), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 2 934 921 (два миллиона девятьсот тридцать четыре тысячи девятьсот двадцать один) рубль.
Согласно пояснениям Заказчика, участником закупки могут быть представлены контракты, по каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульных с внешним источником энергии) в количестве от 1 штуки и более. При этом предельное максимальное количество изготовленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 5 штуками. Заказчик требует изготовление не менее 1 протеза (1 и больше), что является опытом участника по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема, так как закупаются протезы бедра модульных с внешним источником энергии) в количестве 1 штуки. Так участником закупки в качестве подтверждения "опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" могут быть представлены: контракты, по каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульных с внешним источником энергии) в количестве от 1 штуки и более. При этом предельное максимальное количество изготовленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 6 штуками; контракты, по каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульных с внешним источником энергии)на сумму от 2 934 921 рублей и более, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 934 921,00 рублей, что является опытом участника по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. При этом предельная максимальная сумма выполненных обязательств по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 2 934 921,00 рублей. Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, поскольку предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам за три года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.
Также из пояснений Заказчика следует, что предельный показатель не является показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он является показателем, ограничивающим количество изделий и суммы контрактов, превышающих данные показатели. При этом подлежит оценке все, что равно и выше минимального показателя (1 протез и 2 934 921,00 рублей). Стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования. Критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию заявителя в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки.
Кроме того, Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении исполнителя. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
На рассмотрение жалобы представитель Заявителя не явился и не опроверг пояснения Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушается принцип конкуренции, так как в качестве подтверждения опыта по выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей учитываются только государственные контракты, заключенные в соответствии Законом о контрактной системе.
Согласно ч.1. ст.12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Закон о контрактной системе не регламентирует, какие сведения и документы Заказчик вправе требовать для подтверждения квалификации участника.
Согласно Приложению 2 к Информационной карте Конкурса "Порядок и критерии оценки заявок на участие в Конкурсе" конкурсной документации: "Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ".
Из пояснений Заказчика следует, что гражданско-правовые договоры, заключенные вне рамок контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте Исполнителя, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок конкурсная комиссия не может получить информацию о достоверности договоров, так ка информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, а проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным. Выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалида имеет социально значимый характер для получателя протезно-ортопедического изделия. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ, являющегося предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы в течение 3 лет. Требование Заказчика о предоставлении участниками государственных контрактов в качестве подтверждения опыта работ связано с тем, что Заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных/муниципальных контрактов не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, данная позиция подтверждается Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2019 г. N Ф06-51393/2019 по делу N А65-23449/2018.
Представитель Заявителя на рассмотрение жалобы не явился, доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции, не предоставил.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Интра" на действия Заказчика Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000621000144 "Выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с внешним источником энергии с целью обеспечения инвалида" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 июля 2021 г. N 064/06/64-914/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021