Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии
---------------------
члены комиссии:
---------------;
в присутствии:
--------------- - представителя Публичного акционерного общества "---------------", действующего на основании доверенности N06/29/92/20 от 22.05.2020 года;
--------------- - представителя государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", действующего на основании доверенности б/н от 28.05.2021;
в отсутствие представителей Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/54.5-361/2021 (уведомление N 464 от 07.07.2021 г.);
рассмотрев 13 июля 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу Публичного акционерного общества "--------" (макрорегиональный филиал "-----", филиал в Республике Мордовия) (далее по тексту - ПАО "---------", Заявитель) на действия конкурсной комиссии Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее по тексту - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта N 0809500000321001081 на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения объектов Старошайговского муниципального района Республики Мордовия (далее - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 06 июля 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением о назначении дела N 013/06/54.5-361/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок Мордовского УФАС России от 07 июля 2021 года N 464 рассмотрение жалобы назначено на 12 июля 2021 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, Заказчика, Уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 07 июля 2021 года N 464 о назначении дела N 013/06/54.5-361/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
В ходе заседания Комиссии объявлялся перерыв в рассмотрении дела до 13.07.2021 г. 15:30.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав аргументы сторон, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000321001081 и документация о проведении Конкурса размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.06.2021 17:40 (МСК) (Изменения от 16.06.2021 16:09 (МСК)).
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 857 636,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 04.06.2021 17:40.
Дата и время окончания подачи заявок: 01.07.2021 09:00.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 02.07.2021 12:45.
Дата подачи окончательных предложений: 06.07.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 07.07.2021 12:45.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.07.2021 NПРОI1, по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 09:00 01.07.2021 года (время московское) было подано 2 (две) заявки под идентификационными номерами: 1, 2. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0809500000321001081 открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся на основании ч. 8 ст. 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с отказом в допуске к участию в таком конкурсе всех участников открытого конкурса в электронной форме, подавших заявки на участие в нем.
Согласно части 1 статьи 105 Закон о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что конкурсной комиссией Заказчика, Уполномоченного учреждения принято незаконное решение об отказе в допуске поданной заявки с идентификационным номером 2 (11840184) к участию в Конкурсе.
Заказчик, уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу (вх.N3694 от 12.07.2021; вх.N3688 от 12.07.2021), согласно которым считают жалобу необоснованной.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок участников, конкурсной комиссией Заказчика, Уполномоченного учреждения принято решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе заявки Заявителя на основании пункта 1 части 3 статьи 54.5, пункта 2 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
Данное решение конкурсной комиссии зафиксировано в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.07.2021 NПРОI1, из содержания которого следует, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 09:00 01.07.2021 года (время московское) было подано 2 (две) заявки под идентификационными номерами: 1, 2.
При этом заявка с номером 2 (11840184) не допущена до участия в Конкурсе по следующим основаниям: "Обоснование решения: п.1 ч.3 ст. 54.5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'': непредставление информации, предусмотренной п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации об открытом конкурсе в электронной форме;
-положения документации об открытом конкурсе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме: Раздел 2 "Техническое задание";
- положения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям документации об открытом конкурсе в электронной форме: отсутствуют конкретные показатели предлагаемого к поставке товара (по характеристике "Коэффициент пульсации, %" требовалось "не более 1", предложение участника "<1".)
п. 2 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'': несоответствие информации, предусмотренной п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации об открытом конкурсе в электронной форме;
-положения документации об открытом конкурсе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме: Раздел 2 "Техническое задание";
- положения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям документации об открытом конкурсе в электронной форме: показатели товара не соответствуют значениям, установленным документацией об открытом конкурсе в электронной форме (по характеристике "Температура свечения, К" требовалось "4000-5000", предложение участника "4000"). В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок, при описании товара участник закупки должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если характеристики товара содержат неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком то участник не вправе изменять указанные характеристики.
В случае применения заказчиком в техническом задании слов:
"не менее" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
"не более" - участником предоставляется значение равное или не превышающее указанное.
При предоставлении участниками значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "не менее", "не более".
Остальные показатели остаются неизменными и указываются в соответствии с Техническим заданием заказчика".
Согласно разделу 2 технического задания Конкурсной документации определены следующие технические требования к материалам и оборудованию применяемых и передаваемых при проведении монтажных работ:
Наименование характеристики поставляемого товара |
Параметры |
Светильник светодиодный | |
Срок службы, лет |
Не менее 12 |
Температура свечения, К |
4000-5000 |
Температура эксплуатации, °С |
от -60 до +40 |
Тип крепления |
Консольное |
Коэффициент пульсации, % |
не более 1 |
Степень защиты, |
не менее IP65 |
Коэффициент мощности |
не менее 0,95 |
Климатическое исполнение |
УХЛкатегория размещений 1по ГОСТ 15150 |
Класс защиты от поражения электрическим током |
1 |
Светильник светодиодный тип 1 | |
Потребляемая мощность, Вт |
не более 25 |
Световой поток, Лм |
не менее 4010 |
Светоотдача, Лм/Вт |
Не менее 160 |
Светильник светодиодный тип 2 | |
Потребляемая мощность, Вт |
не более 35 |
Световой поток, Лм |
не менее 4970 |
Светоотдача, Лм/Вт |
Не менее 140 |
Светильник светодиодный тип 3 | |
Потребляемая мощность, Вт |
не более 50 |
Световой поток, Лм |
не менее 6890 |
Светоотдача, Лм/Вт |
Не менее 137 |
Светильник светодиодный тип 4 | |
Потребляемая мощность, Вт |
не более 70 |
Световой поток, Лм |
не менее 9800 |
Светоотдача, Лм/Вт |
Не менее 140 |
Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Конкурсе установлены в п. 25 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме, а именно первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок, указанной в Разделе 2 "Техническое задание", применяемой при заполнении таблицы "Технические требования к материалам и оборудования применяемых и передаваемых при проведении монтажных работ", установлены в том числе следующие требования:
"Если характеристики товара содержат неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком то участник не вправе изменять указанные характеристики.
В случае применения заказчиком в техническом задании слов:
"не менее" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
"не более" - участником предоставляется значение равное или не превышающее указанное.
При предоставлении участниками значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "не менее", "не более".
Остальные показатели остаются неизменными и указываются в соответствии с Техническим заданием заказчика".
В ходе анализа поданной на участие заявки с порядковым номером 2 (11840184) (заявка Заявителя), Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее: по спорной харатеристике "Температура свечения, К", Заявителем указано "4000", тогда как согласно инструкции по заполнению первых частей заявок, "если характеристики товара содержат неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком то участник не вправе изменять указанные характеристики"; по показателю "Коэффициент пульсации, %" Заявителем указано следующее "<1", тогда как согласно инструкции по заполнению первых частей заявок, в случае применения заказчиком в техническом задании слов "не более" - участником предоставляется значение равное или не превышающее указанное".
Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указаннная Заявителем характеристики не соответствуют техническому заданию Конкурсной документации, исходя из инструкции по заполнению первых частей заявок.
Таким образом, действия конкурсной комиссии Заказчика, Уполномоченного учреждения по отклонению заявки участника с номером 2 (11840184) (Заявка Заявителя) правомерны, в связи с чем рассматриваемый довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
Относительно довода Заявителя, содержащегося в жалобе на положения конкурсной документации Комиссия Мордовского УФАС приход к следующему.
Как отмечалось ранее, дата и время окончания подачи заявок: 01.07.2021 09:00.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с пунктом 3.37. Административного регламента, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится, и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Заявителем подана жалоба 06.07.2021 года. Срок подачи Заявителем жалобы на положения документации пропущен, в связи с чем данные доводы Заявителя в части обжалования положений конкурсной документации Мордовским УФАС России не рассматриваются.
Между тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения установлены Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2020 г. N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее по тексту - Постановление).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Постановления значение коррелированной цветовой температуры должно находиться в пределах области следующих допустимых значений (таблица 21 Постановления):
Номинальное значение коррелированной цветовой температуры, К |
Область допустимых значений, К |
2700 |
2725 _ 145 |
3000 |
3045 _ 175 |
3500 |
3465 _ 245 |
4000 |
3985 _ 275 |
4500 |
4503 _ 243 |
5000 |
5028 _ 283 |
5700 |
5665 _ 355 |
6500 |
6530 _ 510; |
Аналогичные требования установлены в пункте 9.1 "ГОСТ Р 54350-2015. Национальный стандарт российской федерации. Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний" (далее по тексту - ГОСТ). Значение КЦТ неразборных ОП с СД белого цвета должно соответствовать одному из номинальных значений цветовой температуры.
Установленные Заказчиком технические требования к материалам и оборудования применяемых и передаваемых при проведении монтажных работ содержат, в том числе следующую характеристику:
Наименование характеристики поставляемого товара |
Параметры |
Светильник светодиодный | |
Температура свечения, К |
4000-5000 |
При этом согласно инструкции по заполнению первых частей заявок - если характеристики товара содержат неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком то участник не вправе изменять указанные характеристики.
Таким образом, установление данной характеристики в виде диапозона "4000-5000" не соответствует Постановлению и указанному ГОСТу.
Исходя из вышеуказанного, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу публичного акционерного общества "---------" (макрорегиональный филиал "-------", филиал в Республике Мордовия) на действия конкурсной комиссии Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта N 0809500000321001081 на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения объектов Старошайговского муниципального района Республики Мордовия необоснованной.
2. Довод жалобы, касающийся обжалования положений конкурсной документации, не рассматривать на основании пункта 3.37 Административного регламента и части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 13 июля 2021 г. N 013/06/54.5-361/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021