Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/67-1207/2021 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N 0158300047221000032 "Приобретение жилого помещения" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Ивановой А.В.), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловался допуск ИП Дерябиной Е.П. к участию в аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу не признал нарушения Закона при проведении аукциона.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300047221000032:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2897784.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.06.2021 года в 10 часов 00 минут.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N0158300047221000032 от 30.06.2021 года:
- на участие в аукционе подано 2 заявки под номерами: 110088545, 110104531 (Заявитель);
- участнику закупки, подавшему заявку N 110104531 (Заявитель), отказано в допуске к участию в аукционе;
- участник закупки, подавший заявку N110088545, допущен к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе N0158300047221000032 от 30.06.2021 года заявка N110088545 (ИП Дерябина Е.П.) допущена к участию в аукционе.
Согласно доводам Заявителя, ИП Дерябина Е.П. предложила к поставке квартиру, находящуюся в доме, которому не присвоен класс энергетической эффективности, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по доводам жалобы, из которых следует, что заявка участника N110088545 (ИП Дерябина Е.П.) не содержит информацию о наличии класса энергетической эффективности МКД, так как данное требование установлено в Техническом задании аукционной документации заказчиком только в отношении жилых помещений первичного рынка. Поэтому в данном случае участником правомерно не применена данная характеристика к предлагаемому жилому помещению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в Техническом задании Заказчик указал, в том числе, следующие требования к закупаемому жилому помещению:
в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221) установлено требование к многоквартирному дому, в котором приобретается жилое помещение:
- наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов (пункт 7 подпункт "и" Правил).
Из содержания Технического задания и иных разделов документации об аукционе не следует, что приведенное требование распространяется "только в отношении жилых помещений первичного рынка".
Таким образом, заявка N110088545 (ИП Дерябина Е.П.) не соответствует требованиям документации об аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика, допуская данного участника к торгам, действовала с нарушением ч.4 ст.67 Закона. Жалоба Заявителя является обоснованной.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующие требования к закупаемому жилому помещению:
Общая характеристика жилого помещения: квартира, не являющаяся коммунальной, состоящая из трех или более жилых комнат и указанного полного перечня вспомогательных помещений: кухни, санузла, коридора, общей площадью не менее 72,0 кв.м., возможна поставка квартиры большей площади, при условии безвозмездного предоставления части жилого помещения сверх установленной нормы. Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст.15 Жилищного кодекса РФ), быть пригодными для постоянного проживания и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Высота помещения (квартиры)не менее 2,5 м. Для жилых помещений первичного рынка характеристика наружных стен дома должна соответствовать "СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265) и "Теплозащитные свойства ограждающих конструкций зданий. СТО 00044807-001-2006" (утв. РОИС, введен Приказом РОИС от 21.02.2006 N 8-12); В доме должна быть установлена система обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ, в проектной документации на жилой дом должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения (пункты 4.5, 4.6 СП 54.13330.2011). В соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221) установлено требование к многоквартирному дому, в котором приобретается жилое помещение: - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов (пункт 7 подпункт "и" Правил). |
Водопровод, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение (нагрев) должны быть в наличии и в исправном состоянии. |
Газоснабжение, газовое оборудование должны быть в наличии и в исправном состоянии |
Согласно пояснениям Заказчика, часть указанных требований относится только к жилым помещениям первичного рынка, а остальная часть требований относится ко всем помещениям (и первичного и вторичного рынка).
Так, например, Заказчик пояснил, что требование "- наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов" относится именно к помещениям первичного рынка и не должно содержаться в заявке в случае, если участником предложена к поставке квартира вторичного рынка.
Однако, в Техническом задании и в иных разделах документации данное указание отсутствует.
Кроме того, из анализа "Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221, на которые ссылается Заказчик, также не следует, что названное требование распространяется только на жилые помещения первичного рынка.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221:
7. К первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
и) для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
Таким образом, данное требование распространяется на все жилые помещения, независимо от того, к какому рынку жилья (первичному или вторичному) они относятся.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе описанные выше требования к закупаемым помещениям, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч.4 ст.67 Закона.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 июля 2021 г. N _______/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021