Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Лосева В.Г., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии:
Панькова С.А., Никитиной Д.А., |
начальника отдела монополистической деятельности; специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
при участии представителя Заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) Шпенглер Е.А. (доверенность N101 от 10.09.2020),
представителя ИП Рогова Михаила Александровича (далее - Заявитель) Баяртуева С.Б. (доверенность от 14.07.2021),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Инструменты и оборудование медицинские (ВМП) расходные материалы для часть 5" (извещение N 0365100014821000523) (далее - Аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился ИП Рогов М.А. (вх.N5196 от 08.07.2021) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при проведении Аукциона, нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно доводам жалобы, права Заявителя нарушены действиями Заказчика, а именно:
1. Заказчиком размещена закупка на 7 позиций, 5 из которых по мнению Заявителя являются уникальными и могут быть предложены единственным производителем (каждый по соответствующей позиции), что в конечном итоге ограничивает конкуренцию;
2. Объединением технологически и функционально не связанных между собой товаров, что является явным фактором ограничения конкуренции;
3. Заказчиком не был дан ответ на запрос на дачу разъяснений положений документации об электронном аукционе от 05.07.2021 и 06.07.2021.
Заказчик в отзыве на жалобу ИП Рогова М.А нарушение не признал, указал, что действовал в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0365100014821000523 и документация Аукциона размещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) -29.06.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 689 896, 96 руб.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам проведения Аукциона не заключен.
1. В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наилучшей степени удовлетворяющих его потребности.
К позиции 2 Технической части документации об электронном аукционе "Игла для введения нефростомического катетера" установлено требование: "Внешний диаметр не менее 17.5 G, внутренний диаметр 0,038 дюйма".
Показатель значения наружного диаметра в единицах Гейджа, и характеристика "не менее" в данном случае применяется к величинам, указанным в единицах Гейдж. Таким образом, характеристика "не менее 17,5" означает, что не подходят значения 17 G, 16G, 15 G и так далее, и подходят значения 18 G.
Довод Заявителя о том, что установленные требования к характеристике позиции Технической части "Игла для введения нефростомического катетера" "Внешний диаметр не менее 17.5 G, внутренний диаметр 0,038 дюйма" соответствуют характеристикам товара исключительно продукции одного конкретного производителя не обоснован.
Требование к характеристике товара по позиции 3, 4 Технической части "Высота открытой скобки не более 4,5 мм" Заказчик определил с учетом своих потребностей и обоснованием данного требования: "данный показатель обеспечивает наилучшее прошивание тканей соответствующей толщины".
Требования к характеристике товара по позиции 5 "Канюля офтальмологическая инфузионная/аспирационная, одноразового использования" такие как длина канюли не более 28 мм, диаметр канюли у основания не более 25g (0,5 мм), внутренний диаметр наконечника не более 41g, наличие силиконовых материалов по мнению Заявителя в совокупности свидетельствуют о том, что Заказчик требует к поставке исключительно продукцию одного конкретного производителя, что ограничивает конкуренцию и противоречит Закону о контрактной системе.
В обоснование довода Заявителем представлены характеристики товара, размещенные на сайте производителя и фрагмент спецификации к Контракту стороннего лечебного учреждения с ООО "АйТек" от 2014 года, что не является достоверным источником. Кроме того, в данной спецификации не указана конкретная модель и производитель товара.
Требование к характеристике товара по позиции 6 "троакар эндоскопический, одноразового использования" "канюля гладкая" по мнению Заявителя свидетельствуют о том, что Заказчик требует к поставке исключительно продукцию одного конкретного производителя, что ограничивает конкуренцию и противоречит Закону о контрактной системе.
Заказчиком к обжалуемой характеристике указано обоснование: "канюля гладкая, что позволяет легко вводить троакар в ткань (обеспечивает возможность хирургу определить в каких тканях он находится в данный момент при прохождении брюшной стенки и вовремя изменить давление на троакар, чтобы не травмировать внутренние органы, если он уже попал в брюшную полость, минимизирует травмы при установке и в ходе операции, при длительных лапароскопических вмешательствах у пациентов с пониженным индексом массы тела, снижает риск послеоперационных осложнений".
Довод Заявителя об ограничении конкуренции не обоснован в виду следующего. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Основной задачей контрактной системы в России является обеспечение приобретения товаров, работ, услуг, удовлетворяющих государственные и муниципальные нужды при наиболее эффективном расходовании средств.
Указанием на определенные показатели требуемого товара, заказчик проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, необходимым для исполнения работ.
В этой связи у Заказчика отсутствует обязанность установления в документации условий закупки, которые удовлетворяли бы абсолютно всех возможных участников.
На основании вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России признала довод Заявителя не обоснованным.
2. В соответствии со ст.6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Объектом закупки являются расходные материалы для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Включенные в объект закупки товары соответствуют ОКПД 2 32.50.13 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты; офтальмологические и прочие приборы, устройства и инструменты, не включенные в другие группировки".
Для каждой позиции товара установлены единые условия допуска товаров, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Товары, являющиеся объектом закупки, выбраны Заказчиком не произвольно, а определены с учетом специфики деятельности Заказчика, имеющейся потребности в закупке необходимого товара.
В силу ч.1 и 9 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.1 и 9 ст.105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не указано, какие его права и законные интересы нарушил Заказчик, не представлено документальных подтверждений обоснованности приведенных доводов того, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, о том, что положения документации об аукционе исключают конкуренцию между участниками закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения положений Законодательства о контрактной системе и приходит к выводу, о том, что довод жалобы Заявителя не находит подтверждения.
3. В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 08.07.2021 10:00.
Дата окончания направления запроса разъяснений положений документации - 04.07.2021.
Временной промежуток между датой окончания срока подачи запросов о разъяснении положений аукционной документации и датой окончания срока подачи заявок составляет три полных дня.
Запросы на разъяснение положений документации направлены Заявителем 05.07.2021 и 06.07.2021, то есть за пределами срока, установленного ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, в связи с чем у Заказчика отсутствовала обязанность размещать разъяснение положений документации об электронном аукционе.
Данный довод жалобы Заявителя признается Комиссией необоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст.33, ст.64, ст.99, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Рогова М.А. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Инструменты и оборудование медицинские (ВМП) расходные материалы для часть 5" (извещение N 0365100014821000523) необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика отсутствие нарушения Закона 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
Лосев В.Г. |
Члены комиссии |
Паньков С.А. Никитина Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 июля 2021 г. N 070/06/106-152/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021