Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ЗАО "БАЛАМА" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22221-ЭП/21 от 07.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200130121000037. Начальная (максимальная) цена контракта - 81 641, 91 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует неправомерные, по мнению Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в совершении следующих действий:
- в установлении противоречивых сроков поставки товара;
- в нарушении порядка описания объекта закупки, в том числе, в установлении противоречивых требований к закупаемому товару, в установлении требований к товару, не предусмотренных национальной системой стандартизации, в установлении требований к значениям показателей отдельных характеристик товара, представления которых в составе заявки возможно только после проведения испытаний, в неполном описании всех характеристик, позволяющих определить потребность Заказчика, в установлении требований, не позволяющих участникам закупки предложить какой-либо товар, имеющийся на рынке.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроке поставки товара.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, аналогичная информация должна содержаться в документации об аукционе.
Из содержания извещения о проведении аукциона следует, что Заказчиком установлено, что сроки поставки товара определяются в соответствии с контрактом.
В проекте контракта, содержащегося в составе документации, Заказчиком установлено, что контракт вступает в силу с момента его размещения в единой информационной системе и действует по 31.12.2021. Истечение срока действия контракта не освобождает Стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия контракта, в том числе гарантийных обязательств, а также ответственности за его нарушение.
Также в контракте определен следующий срок поставки: в течение 5 рабочих дней с момента направления заявки.
При этом, в п. 3.1 проекта контракта Заказчиком установлено, что поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: ул. Лужская, д. 10, корп. 1, лит. А, течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта.
Также при описании закупаемого товара Заказчиком установлено требование о том, что дата упаковки позиции N 1 КИМГЗ должна быть не ранее октября 2021.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком приведены противоречивые сведения о сроке поставки товара, а, следовательно, их содержание в документации нельзя считать как надлежащее исполнение Заказчиком требований п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что описание закупаемых товаров приведено Заказчиком в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе
Так, при описании товарной позиции N 2 Заказчиком указано, что закупаемые костюмы Л-1 предназначены для защиты от радиоактивной пыли, химического и бактериологического воздействия на человека.
Л-1 защитный костюм является специальной защитной одеждой и используется на местности, зараженной отравляющими веществами и аварийными химически опасными веществами, а также для обеспечения защиты личного состава от оружия массового поражения при продолжительных работах на зараженной местности.
Костюм Л-1 предназначен для защиты кожи, одежды и обуви от длительного действия отравляющих и токсических веществ, токсичной пыли, для защиты от растворов кислот, воды, щелочей, морской соли, лаков, красок, масел, жиров, и нефтепродуктов, защиты от вредных биологических факторов, при выполнении , дегазационных и работ по дезактивации и дезинфекции.
Также Заказчиком установлено требование о диапазоне температур, в которых применяется Л-1: от -40 до +40.
Вместе с тем, Заказчиком установлено требование к стойкости костюма к открытому пламени.
Исходя из описания назначения костюма Л-1, он не применяется в условиях пожара и не предполагает защиту от открытого пламени.
Таким образом, в указанной части описание товара содержит взаимоисключающие требования, что не позволяет определить потребность Заказчика.
Вместе с тем, Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 требования к огнестойкости защитных костюмов от химических, биологических и радиационных факторов не предусмотрены.
Кроме того, указанный Технический регламент также не предусматривает таких показателей как: "класс материала", "кислотостойкость", "кислотопроницаемость", требования к которым также установлены Заказчиком при описании закупаемого товара.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приводит к выводу о том, что указанные требования противоречат положениям п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Также при описании объекта закупки по позиции N 2 Заказчиком предусмотрено требование к массе костюма: от 3,3 до 3,7 кг.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что конкретное значение массы костюма Л-1 возможно указать только, имея товар в наличии, путём проведения соответствующих измерений.
Вместе с тем, частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель же в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе также не представил доказательств, подтверждающих невозможность указания в составе первой части заявки конкретного значения массы предлагаемого к поставке товара, а также доказательств того, что указанная информация не является публичной и не предоставляется производителями товара.
Таким образом, в указанной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
4. Относительно доводов Заявителя о том, что Заказчиком установлено неправомерное требование об указании участниками закупки характеристик компонентов закупаемых товаров, а также показателей, которые могут быть известны только в результате испытаний имеющихся в наличии у участника закупки товаров Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия УФАС констатирует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены требования, в том числе, к таким показателям, как Разрывная нагрузка соединительных швов; Разрывная нагрузка и т.п., конкретные значения которых определяются путем проведения испытаний.
Комиссия УФАС отмечает, что вышеприведенный перечень подобного рода показателей, содержащихся в документации, является неисчерпывающим.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
5. Кроме того, ТР ТС 019/2011 не регламентирует требования к разрывной нагрузке материалов костюмов, применяющихся для защиты от химических и биологических факторов.
Таким образом, указанное требование также противоречит положениям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также отмечает, что аналогичное нарушение допущено Заказчиком при описании товарной позиции Респиратор, в частности, Заказчиком установлены требования к показателям характеристики товара, которые не предусмотрены национальной системой стандартизации.
6. Также при описании позиции Респиратор Заказчиком установлено требование о том, что один из слоев респиратора должен обеспечивать защиту от промышленных загрязняющих веществ. При этом, Заказчиком не определены промышленные загрязняющие вещества, от которых должна быть обеспечена защита, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7. Относительно довода Заявителя об отсутствии на рынке товара, удовлетворяющего требованиям Заказчика, что не позволяет участникам закупки сформировать свое предложения, Комиссия УФАС отмечает, что в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не представлено, в связи с чем, довод Заявителя в указанной части Комиссия УФАС находит необоснованным.
8. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "БАЛАМА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"
ул. Лужская, д. 10, корп. 1, литер А,
Санкт-Петербург, 195265
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: (495) 542-40-20 (102)8
ЗАО "БАЛАМА"
пер. Бойцова, д. 4, пом. 2Н, оф. 6,
Санкт-Петербург, 190068
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-3379/21 об устранении нарушений законодательства о закупках
13.07.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3379/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга" и аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200130121000037;
- внести изменения в документацию, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200130121000037 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии в срок до 16.08.2021 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику, аукционной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2021 г. N 44-3379/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021