Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБСУСО "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ИП Кузнецова О.М. (далее - Заявитель): уведомленных о времени и заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21390-ЭП/21 от 30.06.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в осях 2-4/В-Ж здания литера Б СПб ГБСУСО "ДИПИ N1" по адресу: г. Санкт -Петербург, ул. Поклонногорская, д. 52 (извещение N 0372200077721000067) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200077721000067.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 510 943, 69 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям иротокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.06.2021 N0372200077721000067-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"3.2. В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с идентификационным номером заявки 119 по причине несоответствия информации, содержащейся в заявке на участие в электронном аукционе, требованиям части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требованиям частей II и III документации об электронном аукционе, а именно:
- в приложении N 3 к Техническому заданию (Часть III Документация об электронном аукционе) "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ" (далее - Требования) "Оборудование тип 1" по показателю "тип клапанов" установлено требование к значению "клапан противопожарный и (или) клапан дымовой и (или) клапан воздушный". Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция): "1.4.7. если заказчик использовал буквы (буквосочетания) и (или) союзы и (или) символы: "а)", "б)", "в)", "и/или" либо "и (или)" - при установлении требований к нескольким значениям показателя, которые не могут изменяться, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение или несколько конкретных значений показателя через любой знак препинания без использования союзов, знаков "и", "(или)", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии)".
В заявке Участника по данному показателю представлено значение "клапан дымовой", что не соответствует требованиям Инструкции.
- в Требованиях по позиции "Оборудование тип 1" по показателю "расход/напор вытяжной установки, куб.м/ч" установлено требование к значению "240-300/40".
Согласно Инструкции "1.4.5. если заказчик указал требование к значению показателя (характеристик) товара с использованием знаков: точка с запятой - ";" и (или) косая черта - "/" и (или) двоеточие - ":" и (или) и (или) скобки и (или) кавычки (за исключением математических знаков операции деления, умножения, сложения, вычитания, бесконечности, знака дроби (соотношения), в единицах измерения) и (или) с применением слова "требуется" и (или) "требуются" и (или) "требуемое", то участник закупки должен представить значение в неизменном виде (без изменений) с использованными словами и (или) знаками, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным".
В заявке Участника по данному показателю представлено значение "250/40", что не соответствует требованиям Инструкции.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"тип клапанов: клапан противопожарный и (или) клапан дымовой и (или) клапан воздушный".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников установлена Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации и содержит следующее положение:
"1.4.7. если заказчик использовал буквы (буквосочетания) и (или) союзы и (или) символы: "а)", "б)", "в)", "и/или" либо "и (или)" - при установлении требований к нескольким значениям показателя, которые не могут изменяться, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение или несколько конкретных значений показателя через любой знак препинания без использования союзов, знаков "и", "(или)", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии);".
Таким образом согласно инструкции, участнику по спорному показателю требовалось представить одно, либо несколько значений показателя через любой знак препинания.
В заявке Заявитель представил по спорной товарной позиции следующие сведения: "тип клапанов: клапан дымовой".
Таким образом, участник представил сведения в отношении характеристик товара с учётом вышеуказанного порядка предоставления сведений в отношении значений показателей, а у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для признания его заявки несоответствующей требованиям документации.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"расход/напор вытяжной установки, куб. м/ч: 240-300/40".
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрено следующее указание относительно порядка предоставления сведений в составе первой части заявки:
"1.4.14. если заказчик установил требования к минимальному и максимальному значению показателя в формате "А-В" (где "А" - минимальное значение, "В" - максимальное значение), первое слово в наименовании которого в соответствии с правилами русского языка выражено в единственном числе, в том числе в комбинации со словосочетаниями "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", то участник закупки должен представить одно значение, находящееся в пределах установленных значений в соответствии с положениями пунктов 1.4.2. (для "А") и 1.4.1. (для "В") настоящей инструкции соответственно, при этом представленное значение должно соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии)".
В заявке Заявитель представил по спорной товарной позиции следующие сведения: "расход/напор вытяжной установки, куб. м/ч:250/40".
Таким образом, участник закупки представил одно конкретное значение, находящееся в пределах установленных значений.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для отстранения участника от участия в электронном аукционе, а в её действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе. Жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"расход/напор вытяжной установки, куб. м/ч: 240-300/40".
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников установлена Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации и содержит следующие положения:
"1.4.5. если заказчик указал требование к значению показателя (характеристик) товара с использованием знаков: точка с запятой - ";" и (или) косая черта - "/" и (или) двоеточие - ":" и (или) и (или) скобки и (или) кавычки (за исключением математических знаков операции деления, умножения, сложения, вычитания, бесконечности, знака дроби (соотношения), в единицах измерения) и (или) с применением слова "требуется" и (или) "требуются" и (или) "требуемое", то участник закупки должен представить значение в неизменном виде (без изменений) с использованными словами и (или) знаками, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным;
1.4.14. если заказчик установил требования к минимальному и максимальному значению показателя в формате "А-В" (где "А" - минимальное значение, "В" - максимальное значение), первое слово в наименовании которого в соответствии с правилами русского языка выражено в единственном числе, в том числе в комбинации со словосочетаниями "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", то участник закупки должен представить одно значение, находящееся в пределах установленных значений в соответствии с положениями пунктов 1.4.2. (для "А") и 1.4.1. (для "В") настоящей инструкции соответственно, при этом представленное значение должно соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии)".
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кузнецова Олега Михайловича обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2021 г. N 44-3318/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021