Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 11" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Тандем" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22803-ЭП/21 от 13.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку предметов гардероба (извещение номер 0372200144121000041) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200144121000041. Начальная (максимальная) цена контракта - 961 521,00 рублей.
В жалобе ООО "Тандем" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в Приложении N 3 к Техническому заданию содержится инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе.
Так, согласно указанной части документации, Заказчиком установлены следующие правила заполнения первой части заявки:
1. Первая часть заявки должна содержать:
1.1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация о конкретных показателях товара, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе;
Наименование страны происхождения товара
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
1.2. Наименование и конкретные показатели товара предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в техническом задании документации об аукционе с учетом настоящей инструкции. В описании товаров указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
2. В положениях настоящей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, Заказчиком использованы следующие определения и терминология:
2.1. Конкретное значение показателя - единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки. Конкретное значение показателя не должно сопровождаться словами и словосочетаниями, используемыми Заказчиком при установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей, а также словами, символами, используемыми Заказчиком при установлении требований к вариантам значений.
2.2. Диапазон конкретных значений показателя - интервал значений, указываемый участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки. При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе значений показателей в виде диапазона значений показателя (характеристик), участник закупки должен указать нижнюю и верхнюю границы диапазона значений, соответствующие требованиям настоящего технического задания и требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Сведения о значении показателей, описывающих отклонения глубину протектора, указываются в диапазоне значений. Диапазон конкретных значений показателя не должен сопровождаться словами и словосочетаниями, используемыми Заказчиком при установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей. (Значение нижней границы не должно быть более или равно значению верхней границы, а значение верхней границы не должно быть менее или равно значению нижней границы).
3. При предоставлении сведений о показателях товаров участники закупки указывают следующую информацию:
3.1. Информацию по показателям, значения которых не могут изменяться, включающую в себя показатели, по которым установлено в неизменном виде часть значений (выбор вариантов значений) показателей.
3.1.1. По показателям, по которым установлены в неизменном виде все сведения, наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, с учетом положений настоящей инструкции.
3.1.2. По показателям, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений), наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя определятся (выбирается) участником закупки самостоятельно, с учетом характеристик поставляемого товара, а также положений настоящей инструкцией. Данный вид показателей Заказчик устанавливает, руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14.
3.2. Информацию по показателям, к значениям которых в документации установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям, включающую в себя показатели, по которым представляется одно конкретное значение и показатели, по которым представляется диапазон значений, в соответствии с настоящей инструкцией, а также по показателям, значения которых не могут изменяться.
3.2.1. По показателям, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении одного конкретного значения, наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя представляется в виде одного конкретного значения, с учетом характеристик поставляемого товара, а также положений настоящей инструкции.
3.2.2. По показателям, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении диапазона значений, наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя представляется в виде диапазона значений, то есть двух значений (одно значение - нижней границы, второе значение - верхней границы диапазона), с учетом характеристик поставляемого товара, а также положений настоящей инструкции. Данный вид показателей Заказчик устанавливает, руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14.
3.2.3. По показателям, по которым установлены в неизменном виде все сведения, наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, с учетом положений настоящей инструкции.
4. Подготовка заявки и порядок указания значений показателей, предусмотренных в пунктах 3.1. - 3.2. настоящей инструкции:
4.1. Слова: менее, ниже; словосочетания: наибольшее значение; символы: <, не , в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение строго менее установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов.
4.2. Слова: более, выше; словосочетания: наименьшее значение; символы:>, не , в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение строго более установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов.
4.3. Слова: предельно, предельная, предельное, предельные; словосочетания: не более, не выше; символы: не>, , в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение равное или менее установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов, если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное.
4.4. Слова: минимально, минимальная, минимальное, минимальные; словосочетания: не менее, не ниже; символы: не <, , в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение равное или более установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов, если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное.
4.5. Слова и символы "или", "/" (за исключением случаев: когда символ "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби; когда требование установлено в формате "Х или лучше"; требования установлено к цвету ниток) использованы Заказчиком при установлении требований к цвету, как типу показателя, указанному в п.3.1.2 настоящей инструкции, в данном случае участник закупки должен выбрать и представить одно из вариантов значений, без использования вышеуказанных слов и символов.
4.6. Участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязательно должна быть указана соответствующая единица измерения, установленная Заказчиком к конкретному показателю (при наличии). При установлении единицы измерения в наименовании показателя, значение показателя не является изменяемым. При установлении требований к одному показателю с использованием альтернативных единиц измерения, Участник закупки указывает одну из представленных Заказчиком единиц измерения.
4.7. Словосочетание "максимально до" использовано Заказчиком при установлении требований к максимальным значениям показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение не превышающее установленного в требованиях, без использования предлога "до".
4.8. Словосочетание "минимально от" использовано Заказчиком при установлении требований к минимальным значениям показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение превышающее установленного в требованиях, без использования предлога "от".
4.9. Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 4.1 - 4.2 указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
4.10. Комбинации требований, указанных в пп.4.1-4.4. настоящей инструкции, в том числе с использованием союза "и", использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и (или) максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1 настоящей инструкции, с учетом положений пп.4.1-4.4. настоящей инструкции.
4.11. Словосочетания, состоящие из комбинации требований, указанных в п.4.1-4.4 настоящей инструкции и значений формата "Х х Y х Z" (где X, Y, Z - числовые значения) использованы Заказчиком при установлении требований в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть, к габаритным размерам товара (ДхШхВ, ШхВхГ и др.) к минимальному или максимальному значению показателя, определяющего габаритные размеры товара, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1, учитывая требования п.4.1-4.4. настоящей инструкции в отношении каждого значения, перечисленного через символ "х".
4.12. Словосочетания, состоящие из комбинации требований, указанных в п.4.1-4.4 настоящей инструкции и значений формата "Х х Y" (где X, Y - числовые значения) использованы Заказчиком при установлении требований в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть, к габаритным размерам товара (ДхВ, ДхШ ) к минимальному или максимальному значению показателя, определяющего габаритные размеры товара, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1, учитывая требования п.4.1-4.4. настоящей инструкции в отношении только первого значения, перечисленного через символ "х".
4.13. Значения формата ": Х - Y", (где X, Y - числовые значения), в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1. настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значение, находящееся в пределах установленного интервала, при этом указанные значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений.
4.14. Совокупность требований п.4.1 и значений формата "Х - Y", (где X, Y - числовые значения), в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.2. настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значения диапазона уже указанного интервала, то есть значение нижней границы должно быть более X, а значение верхней границы должно быть равно Y.
4.15. Совокупность требований п.4.2 и значений формата "Х - Y", (где X, Y - числовые значения), в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.2. настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значения диапазона уже указанного интервала, то есть значение нижней границы должно быть равно X, а значение верхней границы должно быть более Y.
4.16. Словосочетания, включающие в себя словосочетания: в диапазоне, в интервале, в пределах диапазона, в диапазоне конкретных значений, в комбинации с требованиями указанными в пп.4.2-4.4. настоящей инструкции, а также комбинации требований, указанных в пп.4.2-4.4. настоящей инструкции, разделенных символом - (тире), использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.2. настоящей инструкции, с учетом положений пп.4.2-4.4 настоящей инструкции. Участник закупки может представить показатели значения диапазона, сопровождая его словами в диапазоне, в интервале, в пределах диапазона, в диапазоне конкретных значений, или без них, указав только числовые значения через символ "-", или любой другой символ, позволяющий отделить нижнюю границу от верхней границы диапазона.
4.17. Значения формата "Х ~ Y", (где X, Y - числовые значения), в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.2. настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значения диапазона шире указанного интервала, то есть значение нижней границы не должно превышать X, а значение верхней границы не должно быть менее Y. При этом указанные участником значения нижней и верхней границ диапазона не могут быть одновременно равны соответствующим установленным крайним значениям.
4.18. Значение формата "Х или лучше" (где X - обозначение степени защиты, марки, количества, классификации, группы, массы) с применением словосочетания "или лучше", в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к типу показателя, описанному в п.3.2.1, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать конкретное (не интервальное) значение, равное или превосходящее по качественным и потребительским свойствам без использования словосочетания "или лучше".
4.19. Значение формата "лучше, чем Х" (где X - обозначение степени защиты, марки, количества, классификации, группы, массы) с применением словосочетания "лучше, чем", в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к типу показателя, описанному в п.3.2.1, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать конкретное (не интервальное) значение, равное или превосходящее по качественным и потребительским свойствам без использования словосочетания "лучше ,чем".
4.20. При наличии требований о соответствии товара государственному стандарту, участник закупки в заявке должен представить характеристики товаров, удовлетворяющие требованиям настоящей документации и указанного государственного стандарта.
4.21. Все государственные стандарты и другие стандарты, которым должны соответствовать товары, а также требованиями к товарам указаны в Техническом задании и в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе.
4.22. При установлении требований к минимальному значению показателя степени защиты, участнику следует руководствоваться положениями настоящей инструкции к минимальному значению показателя по каждому из измеряемых значений.
4.23. При наличии требований о соответствии товара взаимоисключающим государственным стандартам, товар должен соответствовать тому стандарту, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе; в этом случае участник в заявке должен указать соответствие товара конкретной нормативно-технической документации, которая распространяется именно на данный товар.
4.24. В случае указания в заявке взаимосвязанных показателей (то есть объединённых нескольких отдельных характеристик в единое целое, по какому-либо общему признаку), участник закупки представляет показатели, соответствующие установленным требованиям, с учетом достоверности о существовании товара с указанными показателями.
4.25. Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел.
4.26. Заявка участника закупки на участие в электронном аукционе, а также все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны быть составлены на русском языке. Заявка на участие в электронном аукционе, а также все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе могут быть составлены на другом языке при наличии перевода на русский язык. Заявка участника закупки на участие в электронном аукционе не должна содержать сведения неоднозначного, двойного толкования, а также сведения, имеющие ошибки и опечатки, приводящие к неоднозначному, двойному толкованию. Заявка участника закупки на участие в электронном аукционе не должна сопровождаться формулировками: должно, должен, должна, должны, должно быть, должен быть, должна быть, должны быть.
4.27. При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о конкретных показателях товаров, согласно инструкции по заполнению первой части заявки, выбрав одно или несколько из вариантов значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Показатели, установленные для других вариантов значений, участник должен либо не указывать, либо вместо значения показателя использовать слова, знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и др.
4.28. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, значения которых не могут изменяться, в первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленные заказчиком значения должны быть указаны без изменений, со всеми словами, словосочетаниями, символами, указанными в требованиях к значению показателя ("не менее, "не более", "или" и т.д.). Положения об указании показателей в неизменном виде приоритетны над всеми остальными положениями, кроме положений 4.29-4.30.
4.29. Установление к одному показателю товара нескольких взаимоисключающих требований (характеристик), обозначающих разные типы, виды, типоразмеры, марки и прочее, означает необходимость использования при оказании услуг товара, со всеми перечисленными характеристиками. При этом, по всем остальным показателям такого товара, участнику закупки необходимо указать значения показателей для каждой из перечисленной характеристики, однозначно указав к какому из взаимоисключающих требований (характеристик) относится предоставляемое значение, в противном случае аукционной комиссией значения таких показателей будут рассматриваться как значение для каждого из взаимоисключающих требований
4.30. Установление Заказчиком требований в соответствии с п.4.1-4.4 настоящей инструкции, при этом наименование показателя содержит более одной однотипной характеристики (например, "тип открытия, закрытия", "прочность при разрыве до и после старения"), следует считать, что уточняющие слова/знаки/словосочетания из п.4.1-4.4 относятся к каждой из них. В этом случае, участнику следует указать значение показателя для каждой однотипной характеристики (например, через запятую в том же порядке), в случае, если участником будет установлено одно конкретное значение в заявке, без явного указания, что оно соответствует для всех условий и/или характеристик и/или свойств товара, то это будет расцениваться как предоставление сведений только для первого условия и/или характеристикии/или свойства товара, и как непредставление конкретного значения для остальных условийи/или характеристик и/или свойств товара.
4.31. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, которые не могут рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей товаров или как требование к вариантам значений показателей товаров, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений.
4.32. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к минимальному значению показателя товара, таких как марка, класс, группа, сорт, участнику необходимо указывать значение лучше либо не хуже установленного, в соответствии с описанным выше порядком указания значений показателя.
4.33. При подготовке заявки участник закупки должен формировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с регламентом электронной торговой площадки, на которой будет проводиться электронный аукцион, в соответствии с требованиями Федерального закона, а также в соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе.
4.34. При подготовке заявки участнику закупки рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов в целях оценки аукционной комиссией заявки участника на соответствие требований настоящей документации об электронном аукционе. Участники закупки должны представить конкретные значения показателей товара, соответствующие типам показателей, изложенным в пункте два настоящей инструкции. Установление требования только к минимальному или только к максимальному значению показателя ширины молнии, означает, что участник не в праве предоставлять в составе первой части заявки на участие, значение отличное от указанного в требованиях.
4.35. Если Заказчиком установлено требование о соответствии товара (материала) конкретному ГОСТ (ГОСТам), то Участник должен использовать значения показателей, установленные ГОСТ (ГОСТами), т.е. если показатель, установленный Заказчиком имеет уточняющее слово (символ, словосочетание, формулировку или их комбинацию), обозначающее минимальное значение показателя или максимальное значение показателя, например "не менее 1", и, в то же время ГОСТ (ГОСТами) установлен конкретный перечень возможных вариантов, например "1, 2, 3", то Участник не может предложить промежуточное значение, не указанное в ГОСТ (ГОСТами), например "1,01".
4.36. По всем пунктам, указанным в Приложении N2 к Техническому заданию Заказчиком установлены параметры эквивалентности товара, поставляемого товара, участник закупки может предложить любой товар в соответствии с установленными требованиями, руководствуясь настоящей инструкцией по заполнению заявок.
Все содержащиеся в документации об электронном аукционе и приложениях к ней товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент". Эквивалентность товаров, материалов (комплектующих и оборудования) определяется в соответствии с показателями, изложенными в требованиях к поставляемым товарам. Превосходящими по качественным и потребительским свойствам показателей описывающих, массу, повторяемость, высоту пятки являются значения, меньше установленных Заказчиком. Превосходящими по качественным и потребительским свойствам показателей описывающих, степень защиты, марку, группу, класс, количество, высоту голенища, являются значения, больше установленных Заказчиком
Обоснование использования не стандартных значений показателя, для товара, по которому в соответствии с настоящим техническим заданием не устанавливается обязательное требование о соответствии государственным стандартам.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", документ по стандартизации - это документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. В этой связи, для обеспечения участия максимально широкого круга участников закупки, по всем техническим характеристикам товаров Заказчиком не устанавливается обязательное требование о соответствии техническим регламентам и документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации (далее - государственные стандарты), если нет иного указания в настоящем техническом задании.
В документации об аукционе, при описании объекта закупки, использованы аналогичные термины и определения, указанные в государственных стандартах. Однако, Заказчик, наряду с общими требованиями государственных стандартов, руководствовался так же конкретными характеристиками товара, указанными в паспортах, информационных ресурсах, а также в ответах на запросы от производителей (поставщиков) на требуемый товар, что предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части "иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика".
Установленные требования к товарам позволяют определить параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности Заказчика.
Обоснование использования не стандартных значений показателей товаров, для товара, по которому в соответствии с настоящим техническим заданием устанавливается обязательное требование о соответствии государственным стандартам.
В связи с тем, что государственными стандартами устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также, если производимый в рамках данного государственного стандарта товар имеет более высокие показатели, Заказчиком может быть установлено требование о представлении более высокой технической характеристики товара, в рамках требований такого государственного стандарта.
Также, в техническом задании может быть установлено требование к показателям товара, которые по ряду характеристик не нормируются по государственному стандарту, но данные характеристики дополнительно определяют его качественные, функциональные и потребительские свойства, требуемые заказчику. Такие показатели определены производителями и указаны в общедоступных источниках, в паспортах на требуемый товар и не противоречат государственным стандартам. Что, свидетельствует, о возможности определения таких показателей, а также о возможности поставки и использования таких товаров. Установленные требования к товарам позволяют определить параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности Заказчика.
При указании конкретных показателей товара, участник закупки вправе воспользоваться Рекомендуемой формой "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара", являющейся Приложением N 4 к документации об аукционе.
В случае, если участник закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе предоставляет сведения о конкретных показателях не в рекомендуемой форме (Приложение N 4 к документации об аукционе), такой участник закупки должен руководствоваться вышеизложенной инструкцией (порядком предоставления сведений о конкретных показателях в рекомендуемой форме).
Комиссия УФАС констатирует, что установленная Заказчиком инструкция содержит достаточно подробное описание правил представления сведений в составе первой части заявки, что опровергает утверждение подателя жалобы о том, что Заказчиком не уделено должного внимания при разработке указанной части документации.
Кроме того, из содержания жалобы Заявителя следует, что содержание инструкции по заполнению первой части заявки непонятно Заявителю и затрудняет ему возможность принять участие в закупки.
Вместе с этим, необходимо отметить, что ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обратиться в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые по определенным объективным причинам, действительно могут быть не понятны для участника закупки.
Вместе с тем, из обращения Заявителя не следует, что он обращался в установленном порядке в адрес Заказчика за разъяснениями положений инструкции, которые ему не понятны, либо имеют двусмысленное значение и не получил надлежащего разъяснения положений документации.
Заказчиком установлено следующее требование:
Товар N28. Брюки для мальчика "Габаритные размеры (ДхШ) должно быть не менее 110х3,5 см".
Заявитель не понимает, каким положением инструкции руководствоваться при заполнении заявки и как указывать значения показателей.
В свою очередь, инструкция по заполнению заявок содержит следующие положения:
Словосочетания, состоящие из комбинации требований, указанных в п.4.1-4.4 настоящей инструкции и значений формата "Х х Y" (где X, Y - числовые значения) использованы Заказчиком при установлении требований в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть, к габаритным размерам товара (ДхВ, ДхШ ) к минимальному или максимальному значению показателя, определяющего габаритные размеры товара, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1, учитывая требования п.4.1-4.4. настоящей инструкции в отношении только первого значения, перечисленного через символ "х".
Таким образом, участник должен представить тип показателя из пункта 3.2.1 (конкретное значение), учитывая требование со словосочетанием "не менее" только в отношении первого значения перечисленного через символ "х".
Габаритные размеры (ДхШ) установлены к длине брюк и ширине подгиба брюк.
Заказчику в соответствии с документацией требуется, чтобы длина брюк была не менее 110 см, а ширина подгиба 3,5 см.
Заказчиком установлено следующее требование:
Товар N18 Кроссовки женские осенние "Материал изготовления: должно быть ткань хлопчатобумажная, смешанная, трикотажная".
Заявитель не понимает, каким положением инструкции руководствоваться при заполнении заявки.
Требования к вариантам значения показателей, согласно инструкции, указываются с помощью союза "или" и знака "/", описание установление требований с помощью знака "запятая" в настоящей инструкции отсутствует, следовательно, Заказчику требуется показатель в неизменном виде с перечислением всех характеристик.
В свою очередь, инструкция по заполнению заявок содержит следующие положения:
"4.31. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, которые не могут рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей товаров или как требование к вариантам значений показателей товаров, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений".
Участник должен был оставить значение в неизменном виде, так как в инструкции не предусмотрено правил по его заполнению.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки, что затрудняет возможность для формирования заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации.
Кроме того, утверждение подателя жалобы о наличии препятствий для участия в рассматриваемой процедуре аукциона опровергается содержанием протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.07.2021 N0372200144121000041-1-2, согласно которому на участие в аукционе были поданы заявки от 12 участников, из которых 8 были допущены к процедуре торгов.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тандем" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2021 г. N 44-3474/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021