Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "СБ-Сервис" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22718-ЭП/21 от 13.07.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (извещение номер 0372200176921000171) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 25.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200176921000171. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 617 758, 96 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 06.07.2021 N0372200176921000171-1-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)
В аукционной документации установлено требование к товару п.61 Пожарный кран ГОСТ Р 53278-2009 - Рабочая температура [°С] до + 50, Климатическое исполнение УХЛ3/УХЛ4.
В своей заявке участник предоставил к этому товару - Климатическое исполнение УХЛ3/УХЛ4, Рабочая температура [°С] до +50.
При климатическом исполнении УХЛ4 значение температуры воздуха при эксплуатации предельное верхнее +40 оС, при климатическом исполнении УХЛ3 значение температуры воздуха при эксплуатации предельное верхнее +45 оС (согласно ГОСТ 15150, указанном в таблице N1 ГОСТ Р 53278-2009), а также инструкции по заполнению первой части заявки, где слово "до" не должно применяться. Заявка не соответствует требованиям документации".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции N 61 "Пожарный кран ГОСТ Р 53278-2009" Заказчиком установлено следующее:
по показателю "Климатическое исполнение" установлено следующее требование: "УХЛ3/УХЛ4";
по показателю "Рабочая температура [°С]" установлено следующее требование: "до + 50".
В заявке Заявитель представил по спорной товарной позиции следующие сведения:
по показателю "Климатическое исполнение": "УХЛ3/УХЛ4";
по показателю "Рабочая температура [°С]": "до 50".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников установлена Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе и содержит следующее положение:
"Если Заказчиком установлено требование о соответствии товара (материала) конкретному ГОСТ (ГОСТам), то Участник должен использовать значения показателей, установленные ГОСТ (ГОСТами)".
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 53278-2009 "ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. КЛАПАНЫ ПОЖАРНЫЕ ЗАПОРНЫЕ" (далее - ГОСТ Р 53278-2009), основные параметры и размеры клапана должны соответствовать показателям, приведенным, в том числе, в таблице 1.
Так, в п. 17 таблицы 1 ГОСТ Р 53278-2009 указано следующее значение параметра "Климатическое исполнение": УХЛ4 по ГОСТ 15150, температура окружающего воздуха при эксплуатации от плюс 1 до 35°С. Допускаются другие климатические исполнения клапанов в соответствии с условиями их эксплуатации.
В таблице 3 ГОСТ 15150 приведены следующие значения температуры окружающего воздуха для изделий в исполнении УХЛ:
Согласно вышеприведённой части таблицы, при исполнении УХЛ3 предельное рабочее значение температуры окружающего воздуха указано: +45°С, а рабочее при исполнении УХЛ3: +40°С.
Исходя изложенного следует, что Заявитель представил значение по показателю "Рабочая температура [°С]", не соответствующее нормам ГОСТ Р 53278-2009.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции N61 "Пожарный кран ГОСТ Р 53278-2009" Заказчиком установлены следующие значения:
по показателю "Климатическое исполнение" установлено следующее требование: "УХЛ3/УХЛ4";
по показателю "Рабочая температура [°С]" установлено следующее требование: "до + 50".
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 53278-2009 "ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. КЛАПАНЫ ПОЖАРНЫЕ ЗАПОРНЫЕ" (далее - ГОСТ Р 53278-2009), основные параметры и размеры клапана должны соответствовать показателям, приведенным, в том числе, в таблице 1.
Так, в п. 17 таблицы 1 ГОСТ Р 53278-2009 указано следующее значение параметра "Климатическое исполнение": УХЛ4 по ГОСТ 15150, температура окружающего воздуха при эксплуатации от плюс 1 до 35°С. Допускаются другие климатические исполнения клапанов в соответствии с условиями их эксплуатации.
В таблице 3 ГОСТ 15150 приведены следующие значения температуры окружающего воздуха для изделий в исполнении УХЛ:
Согласно вышеприведённой части таблицы при исполнении УХЛ3 предельное рабочее значение температуры окружающего воздуха указано: +45°С, при исполнении УХЛ3: +40°С.
Таким образом, требование Заказчика по показателю "Рабочая температура [°С]" для изделий в климатическом исполнении УХЛ3/УХЛ4 отлично от нормативов ГОСТ Р 53278-2009, и, следовательно, является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования вышеуказанных требований при описании требований к товарам, поставляемых при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение повлекло к признанию заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе.
3. Принимая во внимание ранее выданное Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе по делу N 44-3443/21, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленного в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СБ-Сервис" необоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с ранее выданным по делу N 44-3443/21.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2021 г. N 44-3475/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021