Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии И.И. Матакаева - главного государственного инспектора Управления, Членов комиссии: Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок; И.Р. Ахба - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок; А.А. Хачировой - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей от Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Заказчик) Ковалевой Е.Л. (по доверенности), в отсутствие представителей ООО "Джули" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт дворовой территории по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, д. N 22; 34, номер извещения N0179600001221000047 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в порядке оценки конкурсных заявок конкурсной документации ограничения по представлению, в качестве подтверждения опыта участника, договоров, заключенных исключительно в соответствии с Законами NN 44-ФЗ, 223-ФЗ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Заказчик в конкурсной документации устанавливает критерии оценки заявок предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, в том числе: цена контракта и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Правила).
Подпунктами "а" и "б" пункта 4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные и нестоимостные критерии оценки, в том числе такие как "Цена контракта" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно Правил предельные величины значимости стоимостных критериев на выполнение работ составляют 60% (минимальная значимость) и нестоимостных критериев - 40% (максимальная значимость).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлены следующие критерии:
1) Стоимостной критерий "Цена контракта" - 60%. Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Нестоимостной критерий "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%. Коэффициент значимости равен 0,4.
Для оценки заявок по нестоимостному критерию используется Показатель N1: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Значимость показателя: 100 %.
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
Оценка по данному показателю определяется по общей стоимости контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог.
В рамках данного показателя Заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
Документы, подтверждающие соответствие данному показателю:
копии исполненных контрактов (договоров) (включая все приложения к ним, в т.ч с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии)) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
К оценке не принимаются:
- контракты (договоры), сведения о которых в составе заявки представлены не в полном объеме (отсутствуют частично или в полном объеме документы, подтверждающие соответствие данному показателю).
- контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее значение показателя, количество баллов, присуждаемых по показателю "опыт участника конкурса по выполнению работ сопоставимого характера и объема" (НЦБi1), определяется по формуле:
НЦБi1 = КЗ х 100 х (Кi / Кmax)
где:
КЗ- коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса.
Отсутствие информации и/или отсутствие подтверждающих документов) оценивается в 0 баллов.
Итоговый рейтинг заявки
Вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки и рассчитывается по формуле:
Rиi = Rцi + Rпi,
где:
Rиi - итоговый рейтинг участника открытого конкурса в электронной форме, заявка (предложение) которого оценивается;
Rцi - рейтинг участника открытого конкурса в электронной форме по критерию "Цена Контракта", заявка (предложение) которого оценивается;
Rпi - рейтинг участника открытого конкурса в электронной форме по критерию "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", заявка (предложение) которого оценивается.
На основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме комиссия присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия.
Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которого присвоен первый номер.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N1 нестоимостного критерия, а именно Заказчиком предусмотрено представление, в качестве подтверждения опыта участника, договоров, заключенных исключительно в соответствии с Законами NN 44-ФЗ, 223-ФЗ, что ограничивает количество участников и создает неравные стартовые условия для участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования в порядке оценки заявок конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам. Установление показателя о наличии у участника опыта работ по исполнению контрактов (договоров), не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Таким образом, данное условие документации не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлено на выбор победителем конкурса, участника закупки наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что положения порядка оценки Конкурсной документации по Показателю N1 нестоимостного критерия в части установления требования о представлении в качестве подтверждения опыта участника, договоров, заключенных исключительно в соответствии с Законами NN 44-ФЗ, 223-ФЗ не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия усмотрела, что содержание Показателя N1 "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" по нестоимостному критерию оценки заявок не соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, т.к. не позволяет Заказчику определить опыт участника исходя из сопоставимого объема, который должен быть установлен в документации в соответствии с подпунктом б пункта 27 Правил.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N1 "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" по нестоимостному критерию нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного в ч.ч. 4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 3.35 Регламента, Комиссией УФАС по КЧР указанное нарушение признано не повлиявшим на результаты определения подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как нарушение признано не повлиявшим на результаты определения подрядчика.
4. Передать материалы дела N009/06/106-215/2021 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.И. Матакаев
Члены Комиссии Д.М. Керейтова
И.Р. Ахба
А.А. Хачирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 16 июля 2021 г. N 009/06/106-215/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021