На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступившим обращением Общества с ограниченной ответственностью "ГЕРОФАРМ" (далее - Заявитель) о проведении проверки на соблюдение требований законодательства о контрактной системе при размещении закупок и в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о закупках, согласно приказу Карачаево-Черкесского УФАС России от 08.06.2021 N30 "О проведении внеплановой проверки", Инспекцией Карачаево-Черкесского УФАС России в составе: , проведена внеплановая камеральная проверка на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе Министерством здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов по предмету: "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения "ИНСУЛИН АСПАРТ", номер извещения в ЕИС N0179200001721000008, N0179200001721000062.
Проверка проведена - 22 июля 2021 года.
Адрес нахождения Заказчика: Российская Федерация, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Красноармейская, 54.
Место проведения контрольного мероприятия: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пр. Ленина 38.
Вид проверяемой деятельности: размещение закупок для государственных и муниципальных нужд.
23.06.2021 в Карачаево-Черкесское УФАС России перенаправлено из ФАС России обращение Общества с ограниченной ответственностью "ГЕРОФАРМ" о нарушении требований законодательства о контрактной системе при проведении Министерством здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики закупок, по предмету: "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения "ИНСУЛИН АСПАРТ", номер извещения в ЕИС N0179200001721000008, N0179200001721000062.
В обращении Заявитель указывает, что Заказчиком при разработке аукционных документаций по закупкам N0179200001721000008, N0179200001721000062 не были применены требования постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее:
1. В соответствии с извещением о проведении Аукциона N0179200001721000008, документацией о проведении Аукциона, протоколом, составленным при осуществлении закупки, информации размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), установлено:
1) извещение с изменениями о проведении Аукциона N0179200001721000008 размещено в ЕИС - 22.01.2021;
2) аукционная документация утверждена Министром здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики К.А. Шамановым;
3) ответственное должностное лицо - Б.Т. Алиева;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 542 360 рублей 00 копеек;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 01.02.2021 в 11 часов 59 минут;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
7) Заказчиком заключен государственный контракт от 17.02.2021 N0179200001721000008 с Обществом с ограниченной ответственностью "Юг-Фармация" по цене контракта 1 542 360 рублей 00 копеек на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения "ИНСУЛИН АСПАРТ".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1380).
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.02.2018 N418-25-5, Постановление N1380 применяется в отношении закупок всех лекарственных препаратов.
Письмом Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 NАЦ/89653/18 "О формировании документации на закупку инсулина" установлен порядок особенностей описания лекарственных препаратов при наличии (отсутствии) вспомогательных веществ в составе лекарственного препарата.
Пунктом 6 Постановления N1380 установлено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: а) обоснование необходимости указания таких характеристик.
Согласно извещению и документации о проведении Аукциона N0179200001721000008 объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения "ИНСУЛИН АСПАРТ".
Раздел 3 "Техническая часть" документации о проведении Аукциона содержит требования к техническим характеристикам, безопасности, качеству и количеству закупаемого товара, а именно:
Инсулин Аспарт, раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ЕД/мл, 12000.
*Должен содержать Никотинамид (витамин В3).
Остаточный срок годности на момент поставки не менее 12 (Двенадцати) месяцев.
* Параметры эквивалентности лекарственной формы:
В случае, если в Описании объекта закупки указана форма выпуска "концентрат", "лиофилизат", "раствор", участник может предложить к поставке любую взаимозаменяемую форму выпуска препарата из перечисленных, сохраняя дозировку активного вещества и способ его применения.
В случае, если в Описании объекта закупки указана форма выпуска "таблетки", "таблетки покрытые пленочной оболочкой", "капсулы", "гранулы", "микросферы", "таблетки двояковыпуклые", участник может предложить к поставке любую взаимозаменяемую форму выпуска препарата из перечисленных, сохраняя дозировку активного вещества и способ его применения.
**Параметры эквивалентности дозировки:
Допускается изменение дозировки лекарственного препарата, при этом возможна поставка лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг допускается к поставке 2 таблетки с дозировкой 150 мг), допускаются к поставке лекарственные препараты в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг).
Не допускается: увеличение дозировки лекарственного препарата или эквивалентные дозировки, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата, а также изменение объема наполнения первичной упаковки в растворах для инфузий.
Дозировка лекарственного препарата может быть конвертирована в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.).
*** возможность поставки лекарственного препарата с устройством введения, соответствующим объему вводимого лекарственного препарата.
Инспекцией установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки Инсулин Аспарт установлено дополнительное требование о наличие вспомогательных веществ Никотинамид (витамин В3), при этом документация о проведении Аукциона не содержит обоснование необходимости указания таких характеристик.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. В соответствии с извещением о проведении Аукциона N0179200001721000062, документацией о проведении Аукциона, протоколом, составленным при осуществлении закупки, информации размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), установлено:
1) извещение с изменениями о проведении Аукциона N0179200001721000062 размещено в ЕИС - 16.03.2021;
2) аукционная документация утверждена Министром здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики К.А. Шамановым;
3) ответственное должностное лицо - Б.Т. Алиева;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 963 975 рублей 00 копеек;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 24.03.2021 в 17 часов 08 минут;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
7) Заказчиком заключен государственный контракт от 20.04.2021 N0179200001721000062 с Обществом с ограниченной ответственностью "Юг-Фармация" по цене контракта 963 975 рублей 00 копеек на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения "ИНСУЛИН АСПАРТ".
При изучении информации размещенной в ЕИС, и представленных материалов на предмет соответствия деятельности Заказчика требованиям Закона о контрактной системе, Инспекцией нарушений не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что устранение установленных нарушений Закона о контрактной системе не представляется возможным, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела по выявленному нарушению должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 22 июля 2021 г. N 009/06/99-26/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021