Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2020
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "МОСМЕДСКЛАД" (Московская область, г. Мытищи) на действия комиссии по проведению электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г. Коврова" (закупка N 0128200000121004328), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя жалобы - ООО "МОСМЕДСКЛАД" _, представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г. Коврова" _, а так же представителя уполномоченного органа- департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области _
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "МОСМЕДСКЛАД" на действия комиссии по проведению электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г. Коврова" (закупка N 0128200000121004328).
Заявитель указывает на неправомерность отказа ему в допуске к электронному аукциону.
Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 09.07.2021 первой части его заявки было отказано в допуске к участию в аукционе по следующей причине: "В заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (по позиции 6.19 не указаны конкретные показатели товара (концентрация пероксида водорода в соответствии с инструкцией заказчика)), предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ".
Заявитель полагает данное основание для отклонения его аукционной заявки неправомерным, поскольку значение показателя товара: "Концентрация пероксида водорода, %" указано им в соответствии с документами завода- производителя стерилизатора "СТ-60-Мед ТеКо".
Производителем данного товара спорный показатель указывается в диапазонном значении, что и было отражено в заявке Общества.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствовали основания для отклонения Общества от участия в электронном аукционе.
Представитель уполномоченного органа в обоснование правомерности действий аукционной комиссии, сообщил следующее.
Аукционная комиссия при рассмотрении заявок на участие в закупке, исходит из полномочий, делегированных ей Законом о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на предмет соответствия закупочной документации.
В частности, пункт 6.19 Технического задания, являющегося приложением N 1 к информационной карте аукционной документации: "Концентрация пероксида водорода, %" устанавливает значение данного показателя: "не менее 58 и не более 60. Указанное значение снабжено символом: "***", что означает необходимость участнику закупки указать конкретный показатель товара.
В свою очередь, данный участник закупки, проигнорировав требование заказчика указал значение данного показателя товара следующим образом: 59-60, а так же сделал примечание следующего характера: "Является конкретной характеристикой завода- изготовителя",
Следовательно, по мнению представителя уполномоченного органа, аукционная комиссия имела правовые основания для отклонения данного юридического лица от участия в электронном аукционе по основаниям, отраженным в соответствующем протоколе заседания аукционной комиссии.
Представители заказчика, согласившись с доводами представителя уполномоченного органа, пояснили следующее.
При формировании технического задания, заказчик руководствовался положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а так же каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, заказчик утверждает, что совокупности характеристик его технического задания соответствуют как минимум товары двух производителей: стерилизатор плазменный низкотемпературный ДГМ 3-150 с принадлежностями, производство АО "ТЗМОИ", Российская Федерация; стерилизатор медицинский STERRAD 100NX с принадлежностями, производство Advanced Sterilization Prtoducts, США.
Заказчик утверждает, что стерилизатор плазменный, универсальный "Пластер-100-Мед ТеКо", производство ООО "МедТеКо" по ряду параметров не соответствует требованиям технического задания заказчика. Данная информация фигурировала в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 033/06/33-631/2021.
Производители товара, подпадающего под характеристики технического задания заказчика, указывают спорную характеристику товара в виде конкретного показателя.
ООО "МОСМЕДСКЛАД" правомерно и обоснованно было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, отраженным в протоколе рассмотрения заявок на участие в закупке.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Приложение N 1к информационной карте аукционной документации - Техническое задание содержало показатели товара, требуемые заказчиком.
В частности, пункт 6.19 Технического задания предусматривал следующее: показатель "Концентрация пероксида водорода, %" имеет значение показателя: "не менее 58 и не более 60. Указанное значение сопровождено символом: "***", означающим необходимость указать конкретный показатель товара.
В заявке ООО "МОСМЕДСКЛАД" указанный показатель товара указан следующим образом: "59-60". Кроме того, данный участник закупки сделал следующее примечание: "Является конкретной характеристикой завода- изготовителя".
Таким образом, аукционная комиссия, действия в пределах своих полномочий, приняла правомерное решение об отказе первой части заявки ООО "МОСМЕДСКЛАД" в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе сфере закупок.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в силу части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной заказчикам вменено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Описание объекта закупки изложено заказчиком в Приложении N 1 к информационной карте аукционной документации - Техническом задании.
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данной части аукционной документации заказчиком, исходя из своих потребностей, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуги, являющейся объектом закупки, ее показатели, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Положения аукционной документации содержат описание объекта закупки, условий исполнения контракта, а также иную информацию, позволяющую участникам закупки оценить поставленную задачу и дать объективную оценку собственным возможностям, с целью принятия решения об участии в закупке.
Комиссия отмечает, что указание заказчиком характеристик услуг, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является поставка аппарата для воздушно-плазменной обработки - стерилизатора плазменного.
Соответственно в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемому заказчиком товару с учетом собственных потребностей, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Предъявляемые заказчиком требования к услугам требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие требования к закупаемым товарам, работам, услугам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товарам, работам, услугам являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, работам, услугам и их характеристикам, а также причины их установления.
В то же время Комиссия учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, соответствующие всем условиям документации закупке.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, выполнить работы, указать услуги, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В рассматриваемом случае, потребность заказчика в закупаемом товаре обусловлена спецификой работы учреждения (социально значимого объекта).
Следовательно, составленное заказчиком описание объекта закупки не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки определены, исходя из фактических потребностей заказчика.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах жалобы отсутствуют.
В материалах жалобы отсутствуют доказательства того, что установленные в Описании объекта закупки заказчиком требования привели к ограничению конкуренции.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документарных доказательств нарушения заказчиком законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки, что свидетельствует о недоказанности доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МОСМЕДСКЛАД" на действия комиссии по проведению электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г. Коврова" (закупка N 0128200000121004328) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 июля 2021 г. N 033/06/67-673/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021