Резолютивная часть объявлена 19.07.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 22.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и Калининградского УФАС России,
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и Калининградского УФАС России
с участием представителей:
заявителя - ООО "Алма-Мед": Чепака Д.А., Большаковой М.А. (по доверенности);
заказчика - федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград): Тростянецкого А.М., Андреевой М.А. (по доверенности);
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Алма-Мед" (вх. N 5198 от 13.07.2021) на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования (извещение N 0335100015621000185) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 13.07.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации о закупке.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, единственной моделью оборудования, подходящего под требования технического задания документации об аукционе, является томограф Sempra, производства компании Siemens; Заказчик необоснованно установил требование к дате производства товара - не ранее 2021 г.; Заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые показатели размера преимуществ, установленных во исполнение Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126-н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Считает установление вышеуказанных требований в документации о закупке незаконными.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что все положения документации об аукционе полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системы. Считают доводы жалобы Заявителя необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
Извещением о проведении Аукциона установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 13 июля 2021 года в 07 часов 00 мин (время местное). Жалоба на положения документации о закупке подана Заявителем в Калининградское УФАС России 13.07.2021 в 18:27, то есть по истечении установленного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе срока на обжалование. При указанных обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания для рассмотрения жалобы в порядке, установленном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системы.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки порядке, предусмотренном частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335100015621000185 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта -119 700 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0335100015621000185 от 13.07.2021 аукцион признан несостоявшимся.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественных, технических и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Удовлетворенность заказчика результатом закупки будет зависеть от обстоятельств, в которых он используется. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении.
В соответствии с пунктом части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На заседании Комиссии представителями Заявителя было пояснено, что анализ магнитно-резонансных томографов производился специалистами компании на основании изучения контрактов на поставку аналогичного оборудования, размещенных в ЕИС, и технических характеристик оборудования, указанных в данных контрактах. По результатам анализа было установлено, что под требования документации о закупке подходит исключительно томограф Sempra, производства компании Siemens, что ограничивает количество участников закупки и конкуренцию на торгах.
Согласно пояснениям Заказчика, им было максимально широко и подробно описан объект закупки во избежание двояких толкований. При описании объекта закупки Заказчик руководствовался описанием двух магнитно-резонансных томографов: Siemens MAGNETOM Sempra, производства Сименс Хелскеа ГмбХ и Hitachi Echelon Oval, производства Хитачи Лтд.
Формируя документацию об Аукционе, Заказчик получил от потенциальных поставщиков 4 (четыре) коммерческих (ценовых) предложения, которые содержали намерения о готовности выполнить условия договора в соответствии с техническим заданием документации об электронном аукционе.
Заказчик предоставил Комиссии информацию о том, что требованиям документации о закупки соответствуют технические характеристики магнитно-резонансных томографов: Siemens MAGNETOM Sempra, производства Сименс Хелскеа ГмбХ и Hitachi Echelon Oval, производства Хитачи Лтд. На вопрос членов Комиссии к представителям Заявителя о том, почему им не проводился анализ соответствия технических характеристик магнитно-резонансного томографа Hitachi Echelon Oval, производства Хитачи Лтд, требованиям документации о закупке, Заявитель указал, что товар данного производителя не рассматривался при подготовке жалобы.
Каких-либо надлежащим образом оформленных писем от производителей оборудования, в том числе Hitachi, либо официальных дистрибьютеров производимого оборудования о несоответствии производимого и поставляемого ими оборудования требованиям документации о закупки Заявителем Комиссии не представлено.
В силу пункта 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (исполнителя, подрядчика), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (исполнителя, подрядчика) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Из изложенного выше следует, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Пунктом 2 раздела 2 "Техническое задание на поставку оборудования для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград)" документации об аукционе установлено следующее требование к поставляемому товару: - товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), не ранее 2021 года выпуска.
Представителями Заказчика были даны пояснения, что для оказания эффективных и качественных услуг населению Заказчику нужен товар новый, именно не ранее 2021 года выпуска, как максимально удовлетворяющий потребностям Заказчика.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. В силу требований статьи 33 и статьи 64 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Таким образом, Заказчик включил в документацию требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинского учреждения - оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю медицинской деятельности Заказчика.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление Заказчиком требования к поставляемому товару о его выпуске не ранее 2021 года соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Как установлено частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, следующая информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Извещением о проведении Аукциона установлено следующее преимущество: - Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15%.
Пунктом 14 "Требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе" Раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе (далее - Информационная карта) установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего: - Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае закупки товара из перечня по приложению N2 вышеуказанного приказа N 126н при реализации национальных проектов (программ). Подтверждением страны происхождения товаров, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара. Требование установлено.
Таким образом, Комиссией установлено, что в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено преимущество в отношении цены контракта в размере 15 процентов, относящегося в соответствии с Приказом N 126н к товарам, указанным в Приложении N 1 к данному приказу, а в пункте 14 Информационной карты говорится о закупке товара из перечня по Приложению N 2 вышеуказанного приказа.
Комиссия отмечает, что одним из принципов контрактной системы является принцип открытости и прозрачности. Так, согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Комиссия, проанализировав Аукционную документацию и представленные материалы, выслушав представителей сторон, приходит к выводу, что в данном случае действия Заказчика по указанию в документации о закупке противоречивой информации в отношении размера преимущества в отношении цены контракта по Приказу N126н нарушают требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2 Приказа N 126н положения данного приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, а Аукцион признан несостоявшимся и что допущенное Заказчиком нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения победителя Аукциона, а также не повлияло на права и законные интересы участников закупки, Комиссия считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) нарушившим части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: М.В. Мельников
О.Н. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 июля 2021 г. N 039/06/64-806/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021