Резолютивная часть оглашена
14.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалоба ООО "Норма" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса по объекту закупки: "Капитальный ремонт здания СДК с. Староганькино, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Староганькино, ул. Центральная, д.27а" (извещение N0142300014821000025, начальная (максимальная) цена контракта - 24 573 234,35 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Норма" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса по объекту закупки: "Капитальный ремонт здания СДК с. Староганькино, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Староганькино, ул. Центральная, д.27а" (извещение N0142300014821000025, начальная (максимальная) цена контракта - 24 573 234,35 руб.).
Из жалобы ООО "Норма" следует:
- Документация закупки содержит нарушение Закона о контрактной системе, так как установлены критерии оценки заявок, ограничивающие число участников закупки, и не позволяющие определить наилучшее предложение. Требование о предоставлении о подтверждении опыта исключительно за трехлетний период до момента окончания срок для подачи заявок на участие в закупке, является чрезмерно узким и ограничивает конкуренцию.
Заявитель просит признать жалобу необоснованной, привести документацию о закупке в соответствии с законодательством.
Представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы жалобы, возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
В соответствии с подпунктом б пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки хараюеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
-качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
-квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, также установлено:
27(2). В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а)общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б)общее количество исполненных контрактов (договоров);
в)наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Правила оценки заявок, установленные в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, не содержат конкретных требований в отношении значений показателей критериев оценки.
Порядок оценки заявок по конкретной закупке устанавливается заказчиком на стадии формирования извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. Кроме того, заказчик не ограничен в установлении критериев оценки, показателей таких критериев. Также заказчик самостоятельно определяет требования к документации, подтверждающей соответствие заявок участников критериям оценки. Порядок оценки заявок установлен в конкурсной документации с учетом потребностей Заказчика, а также не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок
Во исполнение подпункта б пункта 4 Правил в пункте 2.4 приложении 1.1 "Критерии оценки заявок" конкурсной документации установлены критерии оценок:
i N критерия |
Наименование критерия |
Значимость критерия, % |
Значимость показателя, % |
1. |
Цена контракта |
60 |
- |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыт учас тника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "квалификация участника закупки"). Содержит четыре показателя |
40 |
- |
2.1. |
Показатель: Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
- |
35 |
2.2. |
Показатель: Общая стоимость исполненных контрактов(договоров) |
- |
35 |
2.3. |
Показатель: Количество исполненных контрактов |
|
29 |
2.4 |
Показатель: Общая стоимость исполненных гражданско-правовых договоров |
- |
1 |
Указанные показатели установлены для оценки заявок в рамках процедуры оценки и сопоставления заявок по нестоимостному критерию и направлены на выявление лучших условий исполнения контракта, и не является требованием к участникам закупки и не служит ограничением возможности участия в конкурсе.
Конкурсная документация не содержит основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие квалификации по данному показателю.
Таким образом, отсутствие или наличие опыта по вышеуказанным работам не расширяет и не ограничивает права потенциальных участников на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Выполнение работ по капитальному ремонту здания СДК носит социально значимый характер для жителей села Староганькино. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ, являющегося предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы в течение 3 лет. Установленные в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показатели квалификации участников закупки для проведения конкурса на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, не ограничивают Заказчиков в установлении требований к срокам наличия опыта по выполнению работ сопоставимого характера.
Требование о наличии опыта работы в течение 3 лет применяется в нормативно-правовых актах, регламентирующих закупочную деятельность. Так например, в Постановлении Правительства РФ N99 применяется наличие опыта три года. Также аналогичные требования к трехлетнему сроку наличия опыта установлены в Статье 96. "Обеспечение исполнения контракта" закона 44-ФЗ.
"8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных/муниципальных контрактов не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов. Конкурсная документация не содержит основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие квалификации по данному показателю. Данный критерий является инструментом оценки заявок участников закупки для определения наилучших условий исполнения контракта. Заявитель не ограничен в праве подать свою заявку на участие в закупке. Кроме того, нестоимостной критерий квалификации участников закупки не является единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Потребность в части установления сроков исполнения участником закупки контрактов/договоров, заключенных не ранее чем за 3 года до даты начала подачи заявок привязывается к сроку исполнения контракта по проводимой закупке и к фактическому наличию у участника закупки возможности выполнить работы надлежащего качества. Не предоставление требуемого опыта не влечет за собой отклонение заявки участника закупки и не влияет на его допуск к конкурсу.
Запросов на разъяснения положения документации в адрес Заказчика не поступало.
Кроме того, Заявитель, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил доказательства, свидетельствующие о том, что действия Заказчика создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также, каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июля 2021 г. N 644-14955-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021