Резолютивная часть оглашена
15.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу: ООО "СТРОЙТРАСТ", ООО "ДЖУЛИ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на "Строительство трансформаторной подстанции и реконструкция электроснабжения терапевтического корпуса в Клиниках федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (извещение N 0342100011821000313, начальная (максимальная) цена контракта - 55 647 234,31 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТРАСТ", ООО "ДЖУЛИ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы ООО "СТРОЙТРАСТ", ООО "ДЖУЛИ" следует:
- Заказчиком не установлено требование о наличии взносов в фонд обеспечения договорных обязательств и о наличии взносов в фонд возмещения вреда, как того требует ч.12 ст.55.16 ГрК РФ.
Согласно доводам жалобы ООО "ДЖУЛИ":
1) Заказчиком в пункте 22.1 информационной карты аукционной документации установлен дополнительное требование к участникам закупки, которое нарушает Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99).
2) Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации.
3) Проект контракта не содержит типовые условия утвержденные Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление Правительства N606).
Заявители просят признать жалобу обоснованной, внести изменение в документацию.
Заказчик против доводов Заявителей возражали, просили в удовлетворении жалоб отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Исходя из довода жалобы, Заказчиком не установлено требование о наличии взносов в фонд обеспечения договорных обязательств и о наличии взносов в фонд возмещения вреда, как того требует ч.12 ст.55.16 ГрК РФ.
Частью 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:
1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;
3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.
Согласно части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса. Также саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, компенсационный фонд возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств обязателен при вступлении в ряды саморегулируемой организации.
При этом выписка из реестра членов СРО, выдаваемая по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" содержит указание о взносах в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда.
Таким образом, установленное в аукционной документации требование к участнику о том, что он должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в силу действующих норм градостроительного законодательства, уже подразумевает, что участник внес взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, поскольку это условие является обязательным для вступления в члены СРО и соответственно заказчик правомерно не установил у участников закупки наличие взносов в фонд возмещения вреда.
Довод, указанный в жалобе ООО "СТРОЙТРАСТ", ООО "ДЖУЛИ" признается необоснованным.
2. В соответствии с Постановлением Правительства N99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, отнесенных к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установлены дополнительные требования, а именно предоставление документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно аукционной документации объектом закупки является строительство трансформаторной подстанции и реконструкция электроснабжения терапевтического корпуса в Клиниках ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, строительство ТП и реконструкция электроснабжения терапевтического корпуса в Клиниках федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации относится к линейным объектам.
Таким образом, обязанность Заказчика устанавливать дополнительные требованиям к линейным объектам определена п.2.1 Приложения N1 к постановлению Правительства N99.
В соответствии с п.2.1. Приложения N1 к вышеназванному Приказу, Заказчиком установлено дополнительное требование к участнику закупки в п.22.1 Информационной карты, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
Следовательно, Заказчиком во исполнение норм Постановления Правительства РФ N99 и в соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки. В соответствии с ч.5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указана в извещении об электронном аукционе.
Довод, указанный в жалобе ООО "ДЖУЛИ" признается необоснованным.
3. ООО "ДЖУЛИ" в своей жалобе указывает на отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", установлены разделы проектной документации и требования к содержанию этих разделов.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Заказчик пояснил, что проект в составе проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство ТП и реконструкция электроснабжения терапевтического корпуса в Клиниках федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" был разработан в соответствии с техническим заданием, составленным с учетом требований ПП РФ от 16.02.2008 г. N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и Градостроительного кодекса РФ. Техническое задание утверждено Минздравом РФ.
В результате проектирования были разработаны два вида документации: проектная документация (ПД) и рабочая документация (РД).
В соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса проектная документация (ПД), выполненная в соответствии с постановлением Правительства N 87 "Об утверждении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", и результаты инженерных изысканий предоставляются на экспертизу в ФАУ Главгосэкспертиза России.
В соответствии с п.4 постановления Правительства N 87 "Об утверждении Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и п.3.40 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, на основании и в полном соответствии с проектной документацией разрабатывается Рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Рабочая документация проекта содержит подробную и детальную информацию об объекте на основании принятых в проектной документации технических решений. Без рабочей документации невозможно осуществить строительно-монтажные работы, так как именно в РД объект "раскладывается" на элементы, строительство и монтаж которых описывается при помощи чертежей и пояснений.
Таким образом, на сайте ЕИС (по данному объекту) размещена рабочая документация, необходимая участнику закупки, как для принятия решения об участии, так и для выполнения всех необходимых работ по объекту "Строительство ТП и реконструкция электроснабжения терапевтического корпуса в Клиниках федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации".
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя признаны необоснованными.
4. В соответствии с частью 5 Статьи 110.2 Закона о контрактной системе Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Частью 11 Статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - Типовые условия контрактов) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606).
Согласно п. 6 Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением N606, типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовые условия контрактов утверждены Приказом N9/пр и размещены в ЕИС 10.03.2020. Начало действия указанного приказа 26.03.2020 г.
Таким образом, применение Типовых условии контрактов является для Заказчиков обязательным.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и Документацией об аукционе объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.
При этом в п. 2 Приложения N 2 "Информационная карта типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства" утвержденном Приказом N9/пр указано, что типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства не применяются при выполнении работ по строительству и реконструкции:
объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также на территории посольств, консульств;
объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, объект закупки не подпадает под указанные исключения, в связи с чем Заказчик обязан применить Типовые условия контракта.
Однако, проект контракта не содержит условий утвержденных Постановлением N606, что является нарушением ч. 11 ст. 34 Федерального Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТРАСТ" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" частично-обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановление Правительства N606.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N653-10194-21/4
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
Предписание оглашено:
15.07.2021 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу: ООО "ДЖУЛИ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на "Строительство трансформаторной подстанции и реконструкция электроснабжения терапевтического корпуса в Клиниках федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (извещение N 0342100011821000313, начальная (максимальная) цена контракта - 55 647 234,31 руб.),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику на этапе заключения контракта привести его содержание в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения", Решением Самарского УФАС России NN 647-10194-21/4, 653-10194-21/4 от 15.07.2021 г., а именно включив типовые условия контракта.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной Заказчику необходимо сообщить о выполнении настоящего Предписания не позднее 10 рабочих дней со дня его получения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, настоящее предписание обязательно для исполнения.
Примечание: в соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 июля 2021 г. N 647-10194-21/4 (ключевые темы: саморегулируемые организации - контрактная система в сфере закупок - проектная документация - антимонопольный орган - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021