Резолютивная часть оглашена:
15.07.2021 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области ''Кинельская центральная больница города и района'' о включении сведений об ИП Васильев А.А. в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ СО "Кинельская ЦБГиР" в 2021 году (извещение N 0142200001321002297, начальная (максимальная) цена контракта - 765 980,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области ''Кинельская центральная больница города и района'' о включении сведений об ИП Васильев А.А. в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ СО "Кинельская ЦБГиР" в 2021 году (извещение N 0142200001321002297, начальная (максимальная) цена контракта - 765 980,00 руб.).
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки не исполнил принятые обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя внеплановую проверку, установила следующее.
01.03.2021 г. в Единой информационной системе было размещено извещение N 0142200001321002297 на поставку медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ СО "Кинельская ЦБГиР" в 2021 году.
По результатам проведения электронного аукциона (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2021 N0142200001321002297-3), победителем признан ИП Васильев С.А., предложивший цену контракта 601 294,30 руб.
16.03.2021 г. между ГБУЗ СО "Кинельская ЦБГиР" и ИП Васильевым С.А. был заключен государственный контракт N0142200001321002297.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта предметом настоящего контракта является: Поставка медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ СО ''Кинельская ЦБГиР'' в 2021 году (далее - Товар). В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что номенклатура Товара и его количество и характеристики Товара определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Из пункта 1.1. Контракта следует, что предметом настоящего контракта является: Поставка медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний) для нужд ГБУЗ СО ''Кинельская ЦБГиР'' в 2021 году (далее - Товар). В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
07.04.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка на набор базовый для внутривенных вливаний в количестве 5000 штук на сумму 62800,00 руб.
Согласно п.5.1 Контракта заявки Заказчика должны исполняться Поставщиком в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
14.04.2021 г. согласно товарной накладной N62 от 14.04.2021 г. Поставщик поставил товар: система инфузионная стерильная для однократного применения с иглами.
Заказчик поставленный товар не принял, указав, что товар получен в несоответствии со спецификацией контракта.
19.04.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N583 с требованием поставки товара, соответствующего характеристикам, установленным Техническим заданием (Приложение N2 к Контракту).
04.05.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N770 с требованием поставки товара.
11.05.2021 г. Поставщик направил Заказчику уведомление с предложением поставки товара с улучшенными характеристиками производства Китай: п/п N 1 спецификации контракта: длина трубки 1350 мм. Улучшенные характеристики длина трубки 1460 мм. прозрачный материал колбы и трубки позволяет медицинскому персоналу визуально контролировать заполнение системы и наличие воздушных пузырей для их предотвращения; п/п N 2 спецификации контракта: - предлагаем произвести поставку товара аналогично п/п N 1 спецификации контракта. Улучшенные характеристики длина трубки 1460 мм. прозрачный материал колбы и трубки позволяет медицинскому персоналу визуально контролировать заполнение системы и наличие воздушных пузырей для их предотвращения; п/п N 3 спецификации контракта: - предлагаем произвести поставку товара аналогично п/п N 1 спецификации контракта. Улучшенные характеристики длина трубки 1460 мм. прозрачный материал колбы и трубки позволяет медицинскому персоналу визуально контролировать заполнение системы и наличие воздушных пузырей для их предотвращения.
19.05.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию с сообщением, что предложенные Поставщиком, как товары с улучшенными характеристиками не могут быть признаны Заказчиком улучшенными, поскольку Заказчиком в контракте были определены именно наборы базовые для внутривенных вливаний с дополнительными характеристиками, которые необходимы заказчику для оказания медицинской помощи пациентам надлежащего качества в соответствии с утвержденными министерством здравоохранения РФ стандартами и требованием поставки товара по заявке от 07.04.2021 г. в течение 10 дней, а также оплаты неустойки.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 10.3. Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе (пункт 10.4 Контракта).
02.06.2021 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения от исполнения контракта, в этот же день решение об одностороннем отказе направлено заказным письмом с уведомлением в адрес Поставщика, указанного в контракте, поставщик на почту не явился, почтовое отправление не получил.
03.06.2021 г. указанное решение размещено в ЕИС.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Заказчиком не получено информации о вручении Решения Поставщику.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения Решения в единой информационной системе, т.е. 04.07.2021.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы России от 14.03.2018 N РП/16764/18 (далее - Письмо ФАС) первым днем начала исчисления срока, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе и положений Письма ФАС решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 15.07.2021 г.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта. Однако, ИП Васильев С.А. указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
После принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе 07.06.2021 г. Поставщик направил в адрес Заказчика уведомление с предложением поставки товара с улучшенными характеристиками (отличающиеся от спецификации контракта и не отвечающие потребностям Заказчика).
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных ИП Васильевым С.А. письменных пояснений следует, 14.04.2021 г. по товарной накладной N62 Поставщик произвел поставку товара набор базовый для внутривенных вливаний. Заказчик отказался принимать поставленный товар. 19.04.2021 г., 04.05.2021 г. Поставщик получил от Заказчика претензии, в ответ на которые ИП Васильев С.А. направил уведомление. В соответствии с КТРУ иглы инъекционные, иглы бабочки, лейкопластырь имеют отдельный код КТРУ и являются отдельным медицинским изделием. ИП Васильевым С.А. было предложено поставить товар набор базовый для внутривенных вливаний и доукомплектовать иглами бабочками 23 G и лейкопластырем. 10.06.2021 г. ИП Васильевым С.А. был сделан запрос с техническими характеристиками товара импортерам медицинских изделий (ООО ТДЛ Текстиль, ООО "АРХИМЕД СЕВЕРО-ЗАПАД"), в том числе системы инфузионные, на который были получены ответы, что системы инфузионные с указанными техническими характеристиками на территорию Российской Федерации не поставляются. Поставщик в письменных пояснениях указал, что предпринимал все возможное для поиска товара с данными техническими характеристиками, предлагал Заказчику поставить товар, который имеет регистрационное удостоверение на территории РФ, но Заказчик не отвечает на данные предложения.
Согласно представленным дополнительным пояснениям ГБУЗ СО ''Кинельская ЦБГиР'', в своих претензиях к ИП Васильеву С.А. настаивал именно на тех наборах базовых для внутривенных вливаний (системах), которые являются светозащитными и пропускают жидкость чувствительную к свету, в результате чего препараты не разлагаются на свету. Согласно п. 6 Классификации лекарственных препаратов по видам требуемой защиты воздействия атмосферных факторов "Методических рекомендаций для практических и научных работников", утвержденных Зам. Министром здравоохранения Российской Федерации А.Е. Вилькен 9 июля 1997 г. к таким препаратам относятся препараты, требующие защиты от воздействия прямого солнечного света (светочувствительные): медикаменты, относящиеся к 4-й группе (окисляющиеся кислородом воздуха), а также амино- амидосоединения, цитраты, нитраты, нитро- и цитросоединения, галогенозамещенные соединения, полиуглеводороды и их производные, соли йодисто- и бромистоводородной кислот, кортикостероиды, антибиотики, галеновые препараты. Данные препараты применяются в ГБУЗ СО "Кинельская ЦБГиР" в следующих отделениях: отделение анестезиологии и реанимации, неврологическое отделение, терапевтическое отделение, кардиологическое отделение, хирургическое отделение, родильное отделение, инфекционное отделение. Не только в переписке, но и в неоднократных телефонных разговорах Заказчик объяснял свою позицию по поставке именно светоотражающих систем, но Поставщик продолжал предлагать Заказчику товар, не соответствующий требованиям Технического задания, настаивая на товаре якобы "с улучшенными характеристиками", который Заказчику не подходил. Кроме того, Поставщик уверял Заказчика, что таких наборов для внутривенных вливаний, которые являются предметом контракта, указаны в Техническом задании и, кроме того, позиция данного товара была взята из Регионального каталога товаров, работ и услуг Самарской области, не существует, поскольку Поставщик не может найти действующее регистрационное удостоверение на данные наборы.
Самарским УФАС России установлено, что ИП Васильевым С.А. не были приняты возможные меры, направленные на устранение возникших разногласий в процессе исполнения контракта N0142200001321002297 от 16.03.2021 г., а также на добросовестное его исполнение, обязательства, предусмотренные контрактом, ИП Васильевым С.А. не выполнены.
Таким образом, при рассмотрении обращения ГБУЗ СО ''Кинельская ЦБГиР'' о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Васильев С.А. Комиссией Самарского УФАС России установлен факт существенного нарушения исполнения условий контракта, выразившейся в непоставке товара по контракту N0142200001321002297 от 16.03.2021 г.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. ИП Васильев С.А., был знаком с документацией закупки, требованиями Заказчика, подавал заявку, снизил цену контракта на 21,5%, что говорит о принятии обязательств по поставке наборов, отвечающих потребностям Заказчика. Кроме того, осуществление запроса у двух импортеров не может свидетельствовать о принятии всех исчерпывающих мер для осуществления поставки товара, являющегося предметом закупки.
В рассматриваемом случае ИП Васильев С.А. не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Васильева С.А. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В направленных Поставщику претензиях, получение которых ИП Васильев С.А. не отрицает, Заказчик сообщал, что нарушение сроков поставки по контракту систем, необходимых для надлежащего оказания медицинской помощи пациентам, влечет за собой причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, поскольку пациенты ГБУЗ СО "Кинельская ЦБГиР" лишены возможности получения медицинских услуг надлежащего качества. Что своими действиями, Поставщик ставит под угрозу жизнь и здоровье пациентов, также под угрозой находится оказание экстренной медицинской помощи. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика. Однако, товары, предусмотренные контрактом, ИП Васильевым С.А. поставлены не были.
В указанном случае Участником закупки не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в поведении общества наличествуют признаки недобросовестности и включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ ВАСИЛЬЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ОГРНИП: 320344300070309, ИНН: 343501868090, дата регистрации 27.10.2020, Место жительства (пребывания) в Российской Федерации: ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ВОЛЖСКИЙ)*.
2. Исключить информацию об ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ ВАСИЛЬЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 июля 2021 г. N РНП-63-169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021