Резолютивная часть оглашена
16.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Медикал лизинг-консалтинг" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме по объекту закупки: Поставка лекарственного препарата для медицинского применения, МНН: ЛЕВОФЛОКСАЦИН (извещение N 0342100011821000315, начальная (максимальная) цена контракта - 1 830 000,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медикал лизинг-консалтинг" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме по объекту закупки: Поставка лекарственного препарата для медицинского применения, МНН: ЛЕВОФЛОКСАЦИН (извещение N 0342100011821000315, начальная (максимальная) цена контракта - 1 830 000,00 руб.).
Согласно доводу жалобы Заказчик необъективно описал объект закупки в части остаточного срока годности товара, что приводит к ограничению конкуренции.
Заявитель просил признать жалобу обоснованной, вынести предписание.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов поданной жалобы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно документации, об электронном аукционе, объектом закупки является лекарственный препарат для медицинского применения МНН Левофлоксацин, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В п. 5 Техническую часть аукционной документации об электронном аукционе включен перечень возможных остаточных сроков годности и определены конкретным периодом (в месяцах), исходя из общего срока закупаемого лекарственного препарата.
Остаточный срок годности на момент поставки товара Заказчику должен составлять:
- не менее четырех месяцев для товаров со сроком годности до 8 (восьми) месяцев (включительно);
- не менее восьми месяцев для товаров со сроком годности свыше 8 (восьми) месяцев до 1 (одного) года (включительно);
- не менее двенадцати месяцев для товаров со сроком годности свыше 1 (одного) года до 2 (двух) лет (включительно);
- не менее восемнадцати месяцев для товаров со сроков годности свыше 2 (двух) лет, если меньший остаточный срок годности не предусмотрен спецификацией документации об электронном аукционе.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статьи 18 Закона об обращении лекарственных средств для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистраций лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее - регистрационное досье).
В регистрационное досье включается, в том числе проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащего, помимо прочего, срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств (далее-ГРЛС) закупаемый лекарственный препарат для медицинского применения МНН Левофлоксацин, в лекарственной форме раствор для инфузий, зарегистрирован 24-мя производителями и имеет общий срок годности от 2-х до 4-х лет. Заказчик определяет остаточные сроки годности приобретаемых лекарственных препаратов исходя из прогнозируемой потребности, своих возможностей по содержанию запасов, а также учитывает невозможность планировать заболеваемость населения и поступление больных в условиях участия в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи населению. Лекарственный препарат, являющийся объектом данной закупки, применяется с учетом чувствительности бактериальной флоры к этому антибиотику. Необходимость поставки препарата с указанными остаточными сроками, предусмотрена с учетом требований порядков оказания медицинской помощи по срокам ее оказания, а также для формирования переходящего запаса лекарственного препарата по окончании календарного года, на последующий период. Антибиотик Левофлоксацин применяется Заказчиком в первую очередь для лечения внебольничной пневмонии, а также бактериальных осложнений CoVid-19. Активное применение антибактериального препарата приводит к стремительному формированию многочисленных штаммов бактерий нечувствительных к данному препарату. Заказчик, прогнозируя потребление закупаемого препарата, предполагает возможность увеличения сроков потребления данного препарата. Виду этого, Заказчиком запрошены увеличенные остаточные сроки годности закупаемого препарата. Заказчик учитывает, кроме вышеперечисленного, что, в течение срока годности, активность лекарственного препарата неизбежно снижается. В интересах качества лечения граждан Российской Федерации, Заказчиком принимаются меры для приобретения и применения лекарственных препаратов с максимальным остаточным сроком годности. Указание заявителем на ограничение конкуренции, путем указания дифференцированного остаточного срока годности, в зависимости от общего срока годности не имеет оснований. Наоборот, установление одного остаточного срока годности ставит в неравное положение участников рынка, имеющих лекарственные препараты различных производителей, с существенно различающимися сроками годности. Кроме этого, заказчик учитывает возможность регистрации в ГРЛС новых препаратов, имеющих короткие сроки годности. Заказчик установил дифференцированные требования к остаточному сроку годности, в целях расширения возможности конкуренции потенциальных поставщиков. Требования к остаточному сроку годности указаны с учетом требований, устанавливающих окончание срока, определенного периодом времени, предусмотренных статьёй 192 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 472 ГК РФ, товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.
Заявителем не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что документация по указанной закупке ограничивает количество участников.
Комиссией Самарского УФАС России положения документации не нарушают права иных участников закупки и не ограничивают конкуренцию, так, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.07.2021 N0342100011821000315-1 по окончании срока подачи заявок было подано 4 заявки. Все участники допущены к участию в электронном аукционе, что говорит об отсутствии ограничений. Довод признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медикал-лизинг консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 июля 2021 г. N 651-14843-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021