Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Клименковой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Гавриловой И.Г. (по доверенности),
без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Интра",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интра" (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного учреждения-Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году" (0249100000221000128) (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Учреждение проводило торги, извещение о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 22 июня 2021 года.
Не согласившись с действиями Заказчика по установлению критериев оценки, Общество 14 июля 2021 года обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование своей жалобы Заявитель указал, что что при расчёте нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании "Опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объёма и характера", при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируется. Фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
Заявитель также полагает, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не закреплено право заказчика в качестве нестоимостного показателя указывать опыт работы подтверждаемых только исполненными государственными и муниципальными контрактами.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил свои возражения.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции по указанию ФАС России, жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 20.07.2021 в 10 часов 00 минут.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Закон о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимых характера и объёма.
В Приложении N 1 к Информационной карте открытого конкурса в электронной форме содержатся критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В качестве неистоимостного критерия оценки Заказчиком установлено следующее: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки").
Показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" Заказчиком установлено:
- Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протеза сопоставимого характера и объёма (пункт 2.1.1);
- Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протеза сопоставимого характера и объёма (пункт 2.1.2).
При этом как указано в порядке оценки в документации по показателям критерия оценки "Квалификация участника закупки" по пункту 2.1.1 оценивается объём выполняемых работ, исчисляемый в количестве предоставленных протезов, а по пункту 2.1.2 оценивается суммарный объём выполняемых работ, исчисляемый в рублях по контрактам.
Таким образом, вывод Заявителя о том, что фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, является ошибочным.
Относительно довода Заявителя об ограничении количества участников торгов, в связи с установлением Заказчиком нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" при оценке по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера", на основании которого, будет оценен исключительно опыт успешного выполнения работ по производству протезов для государственных или муниципальных нужд, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.
Исходя из части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Представитель Заказчика на рассмотрении пояснил, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются граждане льготной категории - инвалиды, для которых важное значение имеет то, что работы по изготовлению протезов нижних конечностей осуществляет квалифицированный участник, обладающий соответствующим опытом. Следовательно, учитывая данное обстоятельство, критерии являются обоснованными.
Установление в качестве критерия оценки, включающего в себя оценку с точки зрения наличия опыта исполнения участником закупки контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей именно в рамках Закона о контрактной системе в полной мере отвечает принципу определения победителя конкурса - как лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки и осуществлено в рамках полномочий заказчика, предоставленных Законом о контрактной системе. Государственные закупки с аналогичным предметом в целях обеспечения потребностей инвалидов протезами осуществляются только Фондом социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, требование о предоставлении контрактов, заключенных в рамках законодательства о контрактной системе, позволяет оценивать именно сопоставимые по характеру работы, выполненные в рамках таких контрактов. Контракты, заключенные в рамках законодательства о контрактной системе и документы об их исполнении размещаются на официальном сайте и являются общедоступными, что позволяет проверить наличие опыта надлежащего (без нарушений сроков и иных условий) исполнения участником закупки контракта. Организации с небольшим опытом работы или опытом работы не по государственным контрактам и договорам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Федеральным законом N 223-ФЗ, в свою очередь, также могли участвовать в данной закупке, поскольку не устанавливалось ограничение для самого участия по указанным критериям.
Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интра" на действия Государственного учреждения-Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году" (0249100000221000128), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А.В. Клименкова
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20 июля 2021 г. N 051/06/106-543/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021