Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Книжника Г.Е. (вх.N 011573/э) (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Гражданская защита", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по интеграции технических средств системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Пермском крае (изв. N 0156200009921000431),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 08.07.2021 N 008220-21) рассмотрение жалобы было назначено на 12.07.2021 в 14:00 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв с целью анализа доводов жалобы до 15:00 14.07.2021. После перерыва, рассмотрение жалобы продолжено в прежнем составе Комиссии без вызова сторон. Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2021.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000431 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) в интересах ГКУ ПК "Гражданская защита" (далее - Заказчик) проводится электронный аукцион на оказание услуг по интеграции технических средств системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Пермском крае.
В соответствии с извещением и аукционной документацией о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 714 853,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.07.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушении ст. 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, осуществляется закупка программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. Также Заявитель указывает, что Заказчиком необоснованно ограничена возможность предоставления аналогов программного обеспечения SI3000EHM.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе (ч. 5 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Во исполнение указанных требований, в п. 24 раздела 5 Информационной карты аукционной документации установлены требования по использованию отечественного программного обеспечения в соответствии с постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель указывает на то, что в Приложении 1 к Техническому заданию (Таблица N 1) установлена характеристики поставляемого для интеграции программного обеспечения (лицензий): указано, что участник закупки должен иметь простую (неисключительную) лицензию на право использования специального программного обеспечения SI3000EHM, указанного в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных) для работы с "МКА ЖКХ".
Комиссией установлено, что Приложением N 1 к приказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.11.2019 N 742 сведения о программном обеспечении SI3000EHM включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (порядковый N 90, регистрационный N 158426).
В этой связи, ссылка Заявителя на Приказ N 650 от 23.11.2018 с указанием, что указанное в документации программное обеспечение исключено из Перечня отечественного программного обеспечения является необоснованной.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены принципы обеспечения конкуренции при проведении закупки путём искусственного ограничения числа потенциальных участников торгов, так как программное обеспечение SI3000EHM имеет аналоги, включённого в Перечень отечественного программного обеспечения признается Комиссией необоснованной в виду следующего.
В Приложении N 1 к Техническому заданию (Таблица N 1) указано, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" эквивалент недопустим - необходима полная интеграция с уже имеющимся программным обеспечением Системы-112 Пермского края SI3000EHM.
Заказчиком данное требование обусловлено тем, что система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" уже оснащена специальными программным обеспечением SI3000EHM.
Комиссии представлены доказательства внедрения у Заказчика именно программного обеспечения SI3000EHM.
Таким образом, потребностям Заказчика отвечает только такой исполнитель, который может предоставить указанное программного обеспечения в противном случае невозможно достичь целей оспариваемой закупки - оказание услуг по интеграции технических средств системы-112.
Довод Заявителя о том, что Заказчик, Уполномоченный орган, установив в документации об аукционе требования, которые указывают на товар единственного производителя, создал необоснованное преимущество для одного поставщика, также является необоснованным, поскольку простую (неисключительную) лицензия на право использования специального программного обеспечения SI3000EHM может предоставить любой участник закупки, получивший в установленном порядке такую лицензию.
В этой связи, доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Книжника Г.Е. (вх.N 011573/э) на действия ГКУ ПК "Гражданская защита", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по интеграции технических средств системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Пермском крае (изв. N 0156200009921000431) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021