Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НЭТСТОР" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), ГБУЗ ПК "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на приобретение автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 31 единицы (изв. N 0156200009921000463) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000463 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 31 единицы.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 81 715 711,70 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.07.2021 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к характеристикам товара, которые противоречат требованиям Закона закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В п. 1.2. Технического задания указано, что функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены согласно Приложению 1 и Приложению 2 к Техническому заданию.
В приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к автомобилю скорой медицинской помощи класса В, в том числе к габаритным размерам автомобиля:
1.1. |
Длина |
не менее 5 530 мм |
не более 5 700 мм | ||
1.2. |
Ширина |
не менее 2 025 мм |
не более 2 075 мм | ||
1.3. |
Высота |
не менее 2 550 мм |
не более 2 800 мм |
Согласно п. 5.2.1. инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова, сочетания слов как: "не менее", "не более", "не менее_ не более_": участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
В п. 2.3 Технического задания Заказчиком установлено, что автомобили скорой медицинской помощи должны соответствовать ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 50574-2019 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования".
Вместе с тем, в п.5.1.2 ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний" указано, что габаритные размеры автомобилей скорой медицинской помощи не должны превышать следующих значений:
- длина - 6500 мм (возможно увеличение длины транспортного средства в соответствии с требованиям стандартов, действующих на территории государств - членов Таможенного союза);
- высота - 4000 мм (без учета гибких антенн);
- ширина - 2200 мм (без учета наружных зеркал).
В письменных пояснениях, предоставленных в материалы жалобы, представитель Уполномоченного органа указал, что требование к габаритам транспортного средства установлены исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки. Установленные габаритные размеры обеспечивают удобство при оказании скорой медицинской помощи пациентам внутри автомобиля, возможность автомобиля проезжать во дворах жилых домов и технических сооружений. Кроме того, у автомобиля с габаритными размерами, установленными Заказчиком, ниже расход топлива, чем у автомобиля скорой медицинской помощи с габаритными размерами, превышающими значения, установленные в документации о закупке, но в пределах значений ГОСТ.
Помимо этого, при установлении требований Заказчик ориентировался на эффективность расходования бюджетных средств. Так, по результатам анализа рынка, проведенным Заказчиком, цена за единицу автомобиля скорой медицинской помощи с габаритными размерами, превышающими значения, установленные документацией о закупке, но в пределах значений ГОСТ, является более высокой относительно цены на автомобиль скорой медицинской помощи с габаритными размерами, установленными Заказчиком.
Кроме того, согласно пояснениям Уполномоченного органа, установленным требованиям соответствуют товары как минимум двух производителей, а именно ГАЗ NEXT (Россия) и FORD TRANSIT (Россия).
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам, отличные от установленных ГОСТом. В свою очередь обоснование установления таких требований аукционная документация не содержит.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя о том, что техническое задание не соответствует требованиям Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" в части требования о наличии носилок с приемным устройством в составе встроенного специального оборудования салона автомобиля, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Как указано выше, объектом оспариваемой закупки является поставка товара - автомобилей скорой медицинской помощи.
Как указано выше, в п. 2.3 Технического задания Заказчиком установлено, что автомобили скорой медицинской помощи должны соответствовать ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний".
В п.2.4 Технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлено, что поставляемый товар должен соответствовать Приказу Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Приказ N388н).
Согласно п. 5.3.34 ГОСТ 33665-2015 медицинский салон должен быть оснащен встроенным оборудованием, приборами, аппаратами, укладками, средствами мониторинга, иммобилизации, перемещения больных (пострадавших) и другим оборудованием в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Встроенное специальное оборудование салона включает: носилки с приемным устройством, рабочие сиденья, мебель, инфузионную систему, умывальник, системы отопления, вентиляции и кондиционирования, освещения салона, пульт управления и контроля регулируемых параметров.
В п.17 технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к встроенному специальному оборудованию салона автомобиля в соответствии с упомянутым пунктом ГОСТ, а именно: носилки с приемным устройством, рабочие сиденья, мебель, инфузионную систему, умывальник, системы отопления, вентиляции и кондиционирования, освещения салона, пульт управления и контроля регулируемых параметров.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 упомянутого приказа, настоящий Порядок устанавливает правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Российской Федерации. Требований к характеристикам автомобилей, используемых при оказании скорой медицинской помощи, данный приказ не содержит. Из текста технического задания следует и подтверждается представителем Уполномоченного органа, поставляемый товар должен обеспечивать возможность соблюдения порядка, установленного Приказом N388н. В то время как сам товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний".
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.07.2021 г. на участие в закупке поступило три заявки, все допущены к участию. В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 13.07.2021 г. все участники приняли участие в торгах, сформировали ценовое предложение.
Представитель Заявителя не пояснил поставку какого транспортного средства планировало предложить к поставке ООО НЭТСТОР" и какими характеристиками обладает планируемое к поставке транспортное средство. Следовательно, Заявителем не доказано, что установленное требование каким-либо образом ограничивает право Общества на участие в оспариваемой закупке.
Доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НЭТСТОР" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "Пермская станция скорой медицинской помощи", при проведении электронного аукциона на приобретение автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 31 единицы (изв. N 0156200009921000463) обоснованной в части установления требований к поставляемому товару, отличных от установленных ГОСТом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021