Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Теплотехсервис" (вх.N 011851 от 12.07.2021) (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа "Город Кизел", МКУ "Управление закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на Разработка проектной документации по объекту "Реконструкция котельной N 5 по адресу: г. Кизел, пос. Центральный Коспашский, ул. Няровская, 16" (изв. N 0856300004821000095) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 13.07.2021 N 008437-21) рассмотрение жалобы было назначено на 15.07.2021 в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.07.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации, запроса дополнительных пояснений и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300004821000095 МКУ "Управление закупок" (далее - Уполномоченный орган) в интересах Администрации городского округа "Город Кизел" (далее - Заказчик) проводится открытый конкурс в электронной форме на разработку проектной документации по объекту "Реконструкция котельной N 5 по адресу: г. Кизел, пос. Центральный Коспашский, ул. Няровская, 16".
В соответствии с извещением и документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 392 204,30 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.07.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом:
1. Пункты п. 7, пп. 1 и п. 11.6 пп. 1 Технического задания не соответствуют объекту закупки;
2. Установлен завышенный срок службы используемого оборудования (котлов) (п. 11 Технического задания);
3. Установлено требование о предоставлении референс-листа по успешному использованию принятого котельного оборудования на других объектах (п. 11.1 Технического задания), способное привести к ограничениям для участия в закупке добросовестных участников, использовавших ранее согласованное с заказчиком оборудование;
4. В п. 11.1 Технического задания установлено необоснованное требование для конструкции дымовых труб для отвода дымовых газов.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из анализа доводов жалобы Заявителя, возражений Заказчика и положений аукционной документации, Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы Заявителя обоснованными в части первого и третьего доводов жалобы, в виду следующего.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция котельной N 5 по адресу: г. Кизел, пос. Центральный Коспашский, ул. Няровская, 16". Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта"
1. По доводу о несоответствии объекту закупки пунктов п. 7, пп. 1 и п. 11.6 пп. 1 Технического задания, Комиссией установлено следующее.
Согласно пп. 1 п. 7 Технического задания, к видам работ по контракту отнесена разработка ГГО на застройку.
При этом, аббревиатура ГГО по тексту технического задания и документации более не встречается. Исходя из системного толкования документации и учитывая предмет закупки, Комиссия принимает в качестве расшифровки аббревиатуры ГГО - горно-геологическое обоснование.
Пунктом пп. 1 п. 11.6 Технического задания установлены требования к выполнению инженерных изысканий, в том числе, к инженерно-геодезическим изысканиям, а также установлена необходимость выполнить топографическую съемку участка под строительство котельной.
Заявитель указывает, что указанные работы не должны быть включены в объект закупки, поскольку п. 3 Технического задания в качестве вида строительства установлено - реконструкция.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
09.07.2021 Уполномоченным органом дан ответ на поступивший запрос разъяснений положений аукционной документации, содержащий аналогичный вопрос, что работы требуется произвести в существующем здании.
В поступивших объяснениях на жалобу, Уполномоченный орган подтвердил, что включение в техническое задание требований по разработке ГГО на застройку и выполнение топографической съемки по строительству котельной являются ошибочными и подлежащими исключению из технического задания.
В этой связи, Комиссия признает указанный довод жалобы Заявителя обоснованным, а действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа, которые произвели некорректное описание объекта закупки, нарушающими п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. По доводу об установлении завышенного срока службы используемого оборудования (котлов) (п. 11 Технического задания), Комиссией установлено следующее.
В п. 11 Технического задания установлены основные требования к инженерному обеспечению, требования к инженерному и технологическому оборудованию. Так, все используемое оборудование должно иметь все необходимые сертификаты и разрешения для применения на территории РФ. Срок эксплуатации оборудования - не менее 30 лет.
Под оборудованием в п. 11.1 Технического задания понимаются жаротрубные котлы.
Заявитель указывает, что производители подобного оборудования устанавливают срок эксплуатации оборудования не менее 15-20 лет. Также представлены руководства по эксплуатации на примере четырех различных моделей подобного оборудования.
Уполномоченный орган указывает, что ГОСТ 21563-2016. Котлы водогрейные. Общие технические требования устанавливает минимальные требования надежности котельного оборудования: "5.8 Показатели надежности котла и их значения определяются техническими условиями (техническим заданием) на поставку котла и должны быть не менее приведенных ниже: _Полный назначенный срок службы для котлов составляет: - теплопроизводительностью до 4,65 МВт - 10 лет_" Верхний предел стандарт не ограничивает.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе предоставляет Заказчику право формулировать и описывать объект закупки исходя из собственной потребности, при соблюдении установленных Законом о контрактной системе требований к описанию объекта закупки.
Кроме того, установленное Заказчиком Техническое задание не предусматривает необходимости соответствия ГОСТ 21563-2016 проектируемого оборудования.
Комиссия не находит указанные требования Технического задания неисполнимыми и ограничивающими для потенциальных участников закупки возможность принятия участия в рассматриваемом Конкурсе.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя признан Комиссией необоснованным.
3. По доводу об установлении в Техническом задании требования о предоставлении референс-листа по успешному использованию принятого котельного оборудования на других объектах (п. 11.1 Технического задания), способного привести к ограничениям для участия в закупке добросовестных участников, использовавших ранее согласованное с заказчиком оборудование, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 11.1 Технического задания, установлены требования к проектируемому оборудованию (жаротрубные колты). Так, количество котлов, их производительность необходимо определить на основании технико-экономического расчета, но не менее 2-х. Тип котельного оборудования необходимо согласовать с заказчиком. Необходимо представить референц-лист по успешному использованию принятого котельного оборудования на других объектах.
Заявитель указывает, что в СП 89.13330.2016 "Котельные установки", п. 4.2 указано, что оборудование и материалы, используемые при проектировании котельных, должны иметь предусмотренные законодательством России необходимые сертификаты соответствия, и отвечающие требованиям технических регламентов и национальных стандартов.
Исходя из анализа указанного требования, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлено избыточное требование к выполняемым по контракту работам, не предусмотренное действующими нормативными актами технического регулирования рассматриваемой отрасли.
В этой связи, Комиссия признает указанный довод жалобы Заявителя обоснованным, а действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа, которые произвели некорректное описание объекта закупки, нарушающими п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. По доводу об установлении в п. 11.1 Технического задания необоснованного требования для конструкции дымовых труб для отвода дымовых газов, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 11.1 Технического задания, установлены требования к проектируемому оборудованию (жаротрубные колты). Так, проектом необходимо предусмотреть: для отвода дымовых газов применить самонесущие дымовые трубы "сэндвич" конструкции.
Заявитель указывает, что тип, конструкция дымовых труб определяется в результате проектных работ на основании соответствующих расчетов, по результатам которых и принимается решение об их типе и варианту конструктивного исполнения. Также указано, что при выполнении проектных работ дымовые трубы по своему типу и конструкции могут отличаться от указанных в п. 11.1 ТЗ в сторону более простых и менее затратных при реконструкции котельной решений.
Уполномоченный орган указывает, что указанный тип конструкции выбран Заказчиком исходя из обеспечения надежности и долговечности оборудования.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе предоставляет Заказчику право формулировать и описывать объект закупки исходя из собственной потребности, при соблюдении установленных Законом о контрактной системе требований к описанию объекта закупки.
Комиссия не находит указанные требования Технического задания неисполнимыми и ограничивающими для потенциальных участников закупки возможность принятия участия в рассматриваемом Конкурсе.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя признан Комиссией необоснованным.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Теплотехсервис" (вх.N 011851 от 12.07.2021) на действия Администрации городского округа "Город Кизел", МКУ "Управление закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на Разработка проектной документации по объекту "Реконструкция котельной N 5 по адресу: г. Кизел, пос. Центральный Коспашский, ул. Няровская, 16" (изв. N 0856300004821000095) обоснованной в части первого и третьего доводов жалобы;
2. Признать в действиях (бездействии) Администрации городского округа "Город Кизел", МКУ "Управление закупок" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе;
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021