Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Гарвей", по доверенности;
- представителей ФБУЗ "МСЧ N 52" ФМБА России по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Гарвей",
У С Т А Н О В И Л А:
09.07.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Гарвей" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФБУЗ "МСЧ N 52" ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (0340100003021000149).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 16.07.2021 года.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, поскольку:
1. Заказчиком в извещении, а также Документации об электронном аукционе установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 (далее - Постановление N 102). При этом в п.п. 6 п. 13.5 Документации об электронном аукционе о содержании второй части заявки документов, не идентифицирует документы, что нарушает права и законные интересы ООО "Гарвей" как поставщика отечественной продукции, поскольку отсутствие в Документации об электронном аукционе требований к документам, предусмотренным Постановлением N 102, делает невозможным применение его положений при рассмотрении аукционной комиссией Заказчика вторых частей заявок участников электронного аукциона;
2. в документации о закупке имеется ссылка исключительно на потребность Заказчика, но не раскрыто само обоснование необходимости использования многочисленных дополнительных характеристик, что свидетельствует о несоблюдении п. 6 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
3.Заказчик изменил перечисленные значения характеристик (сузил диапазонное значение), дополнив описание объекта характеристиками: емкость дополнительных мешков не менее 500 мл, что не является дополнительными характеристиками, и недопустимо в силу п. 2 и 4 Правил.
4. Заказчик необоснованно дополнил объект закупки характеристикой "ресуспендирующий раствор PAGGSM", которая ограничивает конкуренцию.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал:
1. при проведении электронного аукциона применимы положения Постановления N 102. Соответственно, при рассмотрении заявок участников учитываются все документы, предусмотренные постановлением N 102;
2. во исполнение требований п.6 Правил Заказчик в технической части аукционного задания указал обоснование установления дополнительных характеристик. Кроме того, действующим законодательством не установлены требования к конкретному порядку описания потребности Заказчика в закупаемом товаре, поэтому Заказчиком исполнено нормативное требование Закона о контрактной системе в имеющемся виде;
3. Заказчик установил нижнюю границу объема дополнительных контейнеров на уровне не менее 500 мл, поскольку только при таком минимальном объеме заготовка компонентов крови будет проходить полностью в соответствии с техническим регламентом, а также Постановлением Правительства N 797. Учитывая описание процесса заготовки, поставка контейнеров с меньшим объемом приведет к остановке заготовки компонентов крови, потере пациентов, которые в них нуждаются, а также к бессмысленной трате бюджетных средств на контейнеры, с помощью которых невозможно осуществлять технологический процесс заготовки компонентов крови.
4. наличие раствора PAGGSM установлено для качественного оказания медицинской помощи населению и безопасной работы медицинского персонала. Заказчик имеет клинику для лечения пациентов и собственную службу заготовки компонентов крови, которая обеспечивает потребности только клиники Заказчика. Заказчик не является крупным региональным центром крови, который осуществляет заготовки крови тоннами и имеет крупный пул доноров. Увеличение сроков хранения заготовленного продукта до 49 дней имеет особенно важное значение при заготовке и хранении редких групп крови.
Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
01.07.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100003021000149 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения. Начальная (максимальная) цена контракта - 89 780,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 15.07.2021 г.
В соответствии с п. 14 Информационной карты установлено ограничение допуска и условия допуска, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Технической части (Аукционного задания) требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
КТРУ / ОКПД2 / Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
|||||||||||||||
1 |
32.50.13.190-00584 Набор для донорской крови, четырехкамерный |
Характеристика товара в соответствии с КТРУ:
Дополнительные характеристики товара: Набор состоит из четырех контейнеров. Объем основного контейнера для забора крови не менее 600 мл, объем дополнительных контейнеров не менее 500 мл с предварительно залитым гемоконсервантом CPD объемом не менее 63 мл и ресуспендирующим раствором PAGSM объемом 100 мл, фильтром для лейкофильтрации цельной крови, дополнительным контейнером для сбора первой дозы крови и взятия образцов, протектором иглы, адаптером для вакуумных пробирок. Срок хранения эритроцитов в ресуспендирующем растворе не менее 49 суток. Постфильтрационное число лейкоцитов в дозе эритроцитарной взвеси не более 1 х 10^6 клеток. Емкость мешка для сбора первой порции крови с адаптером для вакуумной пробирки 40 - 45 мл. Игла пункционная с ультратонкими стенками, тройная заточка острия иглы; силиконизированное покрытие, индикаторная метка на втулке для определения расположения среза иглы, защитный колпачок с первичным контролем вскрытия 16G (1,6 мм). Этикетка на контейнере неснимаемая, надежно закрепленная специальным клеем, попытка отслоить этикету приводит к ее разрушению и повреждению, на русском языке. Боковая прорезь для опытной трубки и прорези для подвешивания набора в автоматическом экстракторе. Индивидуальная сегментная маркировка донорской магистрали. Два выходных порта на каждом контейнере. Форма контейнеров - округлая. Длина донорской магистрали не менее 110 см. Длина магистрали между первичным и трансферным контейнером не менее 115 см. Длина магистрали между трансферным и следующими контейнерами (третьим и четвертым) не менее 75 см. Внутренний / внешний диаметр магистрали 3,0 / 4,1 мм. Стерилизация набора - паровая. Первичная упаковка - герметичный пластиковый пакет. |
штука |
50 |
Обоснование необходимости использования дополнительной информации (дополнительных требований к предмету закупки) согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП N 145 от 08.02.2017 г. Использование технических характеристик, не установленных в КТРУ, либо уточняющих те характеристики, которые установлены в КТРУ, при описании объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в оказании качественной и своевременной медицинской помощи и не противоречит нормам N 44-ФЗ или техническим требованиям, прописанным в КТРУ, а так же связано со спецификой применения товара и спецификой работы лечебного учреждения.
Относительно довода об отсутствии документов в Аукционной документации, предусмотренных Постановлением N 102, установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102) установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Так, в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 102, включен ОКПД2 32.50.13.190 "Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов".
Согласно п. б п. 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.п. 6 п. 13.5 Документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, в аукционной документации Заказчика, в нарушение п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, не установлен перечень документов, необходимый для представления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Довод Заявителя обоснован.
Относительно довода об отсутствии надлежащего обоснования установления дополнительных характеристик, установлено следующее.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 32.50.13.190-00461 "Набор для донорской крови, трехкамерный" в описание объекта товара включены 11 позиций, которые являются обязательными для применения, которые нашли отражение в Техническом задании Аукционной документации Заказчика. При этом указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Заказчиком во исполнение п. 6 Правил в Аукционном задании (Техническая часть) установлено обоснование необходимости указания дополнительных характеристик. В качестве обоснования необходимости указания иных требований Заказчиком указано: обоснование необходимости использования дополнительной информации (дополнительных требований к предмету закупки) согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП N 145 от 08.02.2017 г. Использование технических характеристик, не установленных в КТРУ, либо уточняющих те характеристики, которые установлены в КТРУ, при описании объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в оказании качественной и своевременной медицинской помощи и не противоречит нормам N 44-ФЗ или техническим требованиям, прописанным в КТРУ, а так же связано со спецификой применения товара и спецификой работы лечебного учреждения.
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описании объекта закупки.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Таким образом, специфика работы Заказчика может являться основанием к указанию в Аукционной документации обоснования необходимости использования дополнительной информации.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об изменении предусмотренных КТРУ значений характеристик, установлено следующее.
Правила заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов утверждены постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 N 797 (далее - Правила N 797). Учитывая приложение N 1 к Правилам N 797, объем заготавливаемой крови составляет 450 +/- 50 мл без антикоагулянта.
Согласно "ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993). Межгосударственный стандарт. Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытаний" (введен в действие Приказом Росстандарта от 01.11.2012 N 656-ст) контейнер для крови и ее компонентов представляет собой замкнутую эластичную, герметичную и стерильную систему из основной емкости для крови, дополнительных емкостей для компонентов и соединительных трубок, изготовленных из мягкого поливинилхлорида, пластифицированного диоктилфталатом. Каждая емкость имеет штуцеры с внутренним мембранным клапаном; основная емкость имеет узел взятия крови. Размеры контейнеров должны соответствовать размерам, указанным на рисунке 1 и в таблице А.1.
В таблице А.1 названного ГОСТ приведены рекомендуемые размеры контейнеров, номинальная емкость которых предусматривается в объеме (см3): 100, 250, 300, 400 и 500.
Согласно коду по КТРУ 32.50.13.190-00584 для характеристик "емкость дополнительного контейнера 1 и емкость дополнительного контейнера 2" предусмотрены значения " 100 и
600 см3^ мл".
Для обеспечения своей потребности Заказчик уточнил емкость дополнительного контейнера 1 и емкость дополнительного контейнера 2 как "не менее 500 мл". Следовательно, Заказчиком в Технической части Аукционного задания к поставке требуется емкость дополнительного контейнера 1 и емкость дополнительного контейнера 2 с объемом от 500 до 600 мл.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика пояснил, что не уточнение данного параметра может привести к поставке контейнеров объемом 100 мл, 200 мл, 300 мл, что не соответствует потребности Заказчика и может привести к неблагоприятным последствиям.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой (дело N N А65-29493/2020).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Соответственно, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об установлении дополнительной характеристики "ресуспендирующий раствор PAGGSM", установлено следующее.
Относительно довода о необоснованном установление характеристики раствора PAGGSM, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Заказчик на Комиссии сообщил о необходимости данной характеристики в связи с потребностью хранения эритроцитов в ресуспендирующем растворе не менее 49 суток, что имеет значение при заготовке и хранении редких групп крови.
При этом Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный Аукционным заданием.
В Аукционном задании отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Требования заказчика, установившего в документации об аукционе характеристики товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Таким образом, документация электронного аукциона в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба Заявителя является частично обоснованной, в рамках довода 1.
Устранение выявленного нарушения возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Гарвей" на действия ФБУЗ "МСЧ N 52" ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (0340100003021000149), в связи с нарушением Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 июля 2021 г. N 043/06/64-624/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021