Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_> |
|
|
при участии представителей Заказчика: <_><_><_>без участия Заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО "ДЖУЛИ" на положения конкурсной документации заказчика - МОГКУ "Дирекция единого заказчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме "Комплексный капитальный ремонт филиала "Тенькинская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер 0847500000421000030).
Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 11.06.2021 Заказчиком МОГКУ "Дирекция единого заказчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Комплексный капитальный ремонт филиала "Тенькинская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер 0847500000421000030).
Начальная (максимальная) цена контракта 46 392 669,04 руб.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме дата и время окончания подачи заявок - 14.07.2021 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 14.07.2021 NППИ1 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе была подана 1 заявка участника - ООО "БАРЗЭЛЬ", признанная соответствующей установленным требованиям. На основании пункта 4 части 1 статьи 55.1 Закона о контрактной системе заказчику необходимо заключить контракт с ООО "БАРЗЭЛЬ" по цене предложенной участником - 46 000 000,00 руб.
2. Согласно доводу жалобы, заказчиком необоснованно установлено требование, о предоставлении совокупности копий документов, подтверждающих опыт успешного выполнения участником исключительно в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по работам сопоставимым по характеру и объему с предметом конкурса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил (в редакции действующей на момент публикации извещения о проведении Конкурса) случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
В конкурсной документации установлены следующие требования:
"На основании пункта 27(3) Правил, по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком в конкурсной документации установлен показатель: - общее количество исполненных контрактов (договоров).
Лучшим условием исполнения муниципального контракта по показателю является наибольшее значение показателя.
Предметом оценки данного Показателя является совокупность копий документов, подтверждающих опыт успешного выполнения участником в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по работам сопоставимым по характеру и объему с предметом конкурса".
По мнению Заявителя, опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов является юридически равнозначным опыту исполнения иных гражданско-правовых договоров, а опубликование сведений о контракте (договоре) в федеральных электронных ресурсах не свидетельствует о более высоком опыте участника закупки. На основании указанного, заявитель считает, что в качестве опыта выполнения аналогичных работ участник должен быть вправе представить копию любого гражданско-правового договора. Устанавливая данные условия заказчик создает неравные условия для хозяйствующих субъектов, не имеющих опыт работы по государственным закупкам, но имеющих аналогичный опыт работы по иным договорам.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что требование о предоставлении участниками закупки государственных или муниципальных контрактов (договоров) в качестве подтверждения работ связано с тем, что при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе заказчик имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе, что позволяет установить наличие либо отсутствие факта ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по контрактам (договорам). При этом договоры гражданско-правового характера, не позволяют Заказчику провести указанную проверку и убедиться в добросовестности участника закупки.
По мнению Заказчика, установление данного требования не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а лишь является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения Заказчика, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Законодательство о контрактной системе предоставляет заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.
Требование о предоставлении участниками контрактов (договоров), исполненных в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, в качестве подтверждения опыта работ связано с тем, что заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок, а также позволяет с достоверностью установить факт надлежащего исполнения участником закупки обязательств по контрактам.
Поскольку рассматриваемый открытый конкурс в электронной форме проводится среди лиц, закупочная деятельность которых регулируется Законом о контрактной системе, то опыт участника закупки по поставке аналогичного товара (выполнению аналогичных работ, оказанию аналогичных услуг) в условиях требований Закона о контрактной системе и Закона о закупках, не тождествен опыту работы иных лиц, не подпадающих под правовое регулирование указанных законов.
В свою очередь, возможность предоставления по указанному критерию в качестве подтверждения наличия опыта договоров, заключенных не по результатам торгов, документацией правомерно не установлена и, в противном случае, делала бы такой порядок оценки неадминистрируемым, поскольку исключала бы возможность проверить сведения, представляемые участниками закупки в составе заявки.
В случае если договор заключен по результатам торгов, заказчик в силу принципа информационной открытости и публичности закупок вправе перепроверить сведения, представляемые участникам закупки в составе заявки, на предмет их достоверности.
Таким образом, указанный подход позволяет снизить риск оценки заявки участника закупки, фактически нерасполагающего опытом, заявленным в составе заявки, по максимально возможному баллу. Также Комиссия отмечает, что такой правовой подход не приводит к дискриминации участников закупки, поскольку является лишь критерием оценки, то есть заведомо не ставит потенциального участника закупки, не располагающего опытом исполнения обязательств перед государственными заказчиками, в неконкурентоспособное положение при участии в закупке. В свою очередь, такой подход, позволяет соблюсти баланс публичных и частных интересов, а также обеспечивает открытость и прозрачность закупки.
Вместе с тем, установленный заказчиком порядок оценки применяется в равной степени ко всем участникам закупки и несогласие заявителя с ним само по себе не означает, что действия заказчика могут повлечь потенциальное ограничение числа участников.
На основании вышеизложенного, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о признании довода жалобы необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктов 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу на положения конкурсной документации заказчика - МОГКУ "Дирекция единого заказчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме "Комплексный капитальный ремонт филиала "Тенькинская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер 0847500000421000030) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 20 июля 2021 г. N 049/06/54.3-229/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021