Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Прохорова Р.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Капчикаева А.А. - старшего государственного инспектора Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей от заказчика - Х.Х.Х
от уполномоченного учреждения - Х.Х.Х
от заявителя - Х.Х.Х
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТУРЭксперт" (ИНН 6670429269) (далее - общество, заявитель) на положения документации утвержденной - Государственным Казенным Учреждением ''Центр Государственных Закупок Сахалинской Области'' (ИНН 6501220230) (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по организации участия Сахалинской области в работе VI Восточного экономического форума (презентация экспозиции Сахалинской области на выставке "Улица Дальнего Востока" в рамках Восточного экономического форума-2021)" (извещение N 0361200015021003297) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
01.07.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения конкурсной документации, которая, по его мнению, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку установленные заказчиком критерии и порядок их оценки заявок необоснованно влекут ограничение количества участников открытого конкурса. 1. Сужение опыта, принимаемого при оценке квалификации участника. 2. Ограничение контрактов, принимаемых при оценке квалификации участника, по году выполнения и стоимости. 3. Отсутствие штрафных санкций в контрактах, принимаемых при оценке квалификации участника.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 06.07.2021 в 12 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются в том числе открытые конкурсы в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
На заседание Комиссии установлено, что заказчиком во исполнение приведенных положений Закона о контрактной системе 08.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по организации участия Сахалинской области в работе VI Восточного экономического форума (презентация экспозиции Сахалинской области на выставке "Улица Дальнего Востока" в рамках Восточного экономического форума-2021)" (извещение N 0361200015021003297), а также конкурсная документация, утвержденная заказчиком.
На основании пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документации наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии к квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), которые определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из пункта 10 Правил следует, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов (пункт 11 Правил).
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одними из показателей, раскрывающими нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будут являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема и обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Заказчиком в документации установлены нестоимостные критерии оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации":
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема - наличие у участника закупки опыта на оказание услуг по организации участия заказчиков в работе выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, в том числе застройка павильона, подготовка проектной документации, создание, изготовление, оформление, обустройство уличных выставочных павильонов (при этом схожесть услуг определяется не по названию контракта/ договора, а по содержанию оказанных услуг).
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма подтверждается предоставлением копий исполненных контрактов/договоров на выполнение работ в период с 2017 г. по дату окончания подачи заявок (включительно) При этом цена каждого такого контракта/договора должна быть не менее 80% от начальной (максимальной) цены контракта.
Факт исполнения контрактов/договоров подтверждается актами выполненных работ контрактов/договоров (без замечаний).
На заседании Комиссии представители Заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что вышеуказанные требования к порядку оценки заявок участников закупки, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правил. Указание в значении показателя конкретных видов работ/услуг (застройка павильона, подготовка проектной документации, создание, изготовление, оформление, обустройство уличных выставочных павильонов) не ограничивается только этими работами/услугами. Комиссией оценивается содержание работ, услуг по представленному контракту (договору) и сопоставляется с работами, услугами, указанными в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью конкурсной документации. Ограничение контрактов по году и стоимости, в том числе отсутствие замечаний в актах выполненных работ к контракту/договору обусловлено необходимостью выбора наиболее квалифицированного и опытного подрядчика, соответствующего потребностям Заказчика, что не также не является нарушением.
Также согласно п. 6 ч. 5 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Комиссия Сахалинского УФАС России проанализировав положения конкурсной документации, не установила в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно частям 7, 9 этой же нормы участник закупки подает жалобу в письменной форме, при этом к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Несмотря на это, заявителем не представлено доказательств, подтверждающие обоснованность доводов, что установленные заказчиком критерии оценки заявок не соответствуют приведенным положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также, что такие критерии ведут к необоснованному ограничению количества участников.
На дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронном виде 01 июля 2021 г. подано 3 заявки.
При таких обстоятельства, на основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТУРЭксперт" (ИНН 6670429269) на положения документации утвержденной - Государственным Казенным Учреждением ''Центр Государственных Закупок Сахалинской Области'' (ИНН 6501220230) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по организации участия Сахалинской области в работе VI Восточного экономического форума (презентация экспозиции Сахалинской области на выставке "Улица Дальнего Востока" в рамках Восточного экономического форума-2021)" (извещение N 0361200015021003297) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 июля 2021 г. N 065/06/106-447/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021