Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
председателя комиссии Р.Р. Плиева - руководителя управления, членов комиссии: А.А. Сабановой - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Х.А. Кундухова - главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции на товарных рынках и административного производства,
в отсутствие представителей Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд" (далее - ВМКУ "Дорожный фонд", Заказчик) и ООО МД "Консалтинг" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО МД "Консалтинг" (г. Тольятти, Приморский б-р, д.2б, оф.5 далее- Заявитель) на действия ВМКУ "Дорожный фонд" (РСО-Алания, г. Владикавказ, пл.Штыба,2) при проведении электронного аукциона N0310200000321001694 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Строителей Транскама (до гр. с.Ногир и от ш.Архонское до с.Ногир) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
08.07.2021 в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО МД "Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ВМКУ "Дорожный фонд", при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе поскольку содержит требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии), а также наименования страны происхождения товаров, в то время как объектом рассматриваемого Аукциона являются работы, для выполнения которых используется товар, а не поставка товара.
Кроме того, в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) по ряду товаров Заказчиком установлены характеристики, которые включают в себя химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя обязывает потенциальных участников закупки иметь в наличии на момент подачи заявки на участие в Аукционе предлагаемые им в ходе выполнения работ товары;
В объяснении по существу жалобы ВМКУ "Дорожный фонд" указало, что считает жалобу необоснованной, поскольку в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено, что все товары упомянутые в ТЗ поставляются Заказчику как отдельный объект при реализации контракта, а проект контракта содержит порядок приемки товара.
Также документация содержит инструкцию по подготовке заявок. Инструкция содержит четкие требования к терминам, знакам пунктуации, словам и другим обозначениям, подлежащим конкретизации, на основании которой участник должен подготовить и подать первую часть заявки, также в инструкции указано, что товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ должны соответствовать требованиям ГОСТ, при этом характеристики товаров могут быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов и не требуются показатели, которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 01 июля 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001694 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Строителей Транскама (до гр. с.Ногир и от ш.Архонское до с.Ногир) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, с приложенным к ней проектом контракта утвержденная 01.07.2021 ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация, Проект контракта).
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ТЗ Заказчиком установлено, что в ходе выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого Аукциона, необходимо поставить в том числе такие товары, как: люки тяжелые, кирпич керамический с различными характеристиками.
При этом Заказчиком в ТЗ указано, что все товары, упомянутые в настоящих требованиях, поставляются Заказчику как отдельный объект с последующей приемкой.
Кроме того, в пункте 5.2 проекта контракта, являющегося в силу требований части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе неотъемлемой частью Аукционной документации, Заказчиком установлено, что в течение двух рабочих дней после завершения выполненных работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику надлежащим образом, оформленный комплект отчетной документации и акт сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2, подписанный Подрядчиком, в 2 (двух) экземплярах. Оформление результатов такой приемки осуществляется в течение двух дней и подписывается обеими Сторонами.
При приемке работ составляется акт приемки товаров (материалов). Оформляется в виде приложения к акту выполненных работ по форме N КС-2.
То есть фактически в ТЗ Заказчиком перечислены товары с описанием требуемых технических характеристик, поставляемые в ходе выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого Аукциона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 6.1 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом Аукционная документация соответствует требованиям статьи 66 Закона о контрактной системе в части установления требований к составу первой части заявки на участие в Аукционе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
ТЗ установлено, что при выполнении работ, являющихся предметом Аукциона, помимо прочего необходимо использовать в том числе - асфальтобетонные смеси в описании характеристик которых указано: непрерывный зерновой состав минеральной части мелкозернистых смесей для верхних слоев покрытий - содержание зерен размером не более 20 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 90-100% по массе*, содержание зерен размером не более 15 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 80- 100% по массе*, содержание зерен размером не более 10 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 70-100% по массе*, содержание зерен размером не более 5 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 50-60% по массе*, содержание зерен размером не более 2,5 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 38-48% по массе*, содержание зерен размером не более 1,25 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 28-37% по массе*, содержание зерен размером не более 0,63 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 20-28% по массе*, содержание зерен размером не более 0,315 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 14-22% по массе*, содержание зерен размером не более 0,16 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 10-16% по массе*, содержание зерен размером не более 0,071 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 6-12% по массе*.
Аналогичные требования установлены Заказчиком к множеству товаров, описанных в ТЗ.
При этом, согласно абзацу "б" подпункта 2 пункта 6.1 аукционной документации, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Вместе с тем Инструкцией установлено, что:
- товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов (ГОСТов,) при этом характеристики должны быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели, которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
- случай, когда значение показателя сопровождается символом "*" или фразой "допускается указание диапазонного значения показателя" - допускается указание диапазонного значения показателя, вне зависимости от слов и символов, сопровождающих значение показателя.
То есть, Инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Следовательно, участнику закупки не требуется конкретизировать показатели, в случае если у него отсутствует информация об их значении, либо проводить испытания для определения их значений, а в случаях, прямо не описанных в Инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом Аукционная документация соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО МД "Консалтинг" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000321001694 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Строителей Транскама (до гр. с.Ногир и от ш.Архонское до с.Ногир).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Р.Р. Плиев
Члены комиссии А.А.Сабанова
Х.А. Кундухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 июля 2021 г. N А411-07/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021