Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствии представителей Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания (далее - АМС Моздокского района РСО-Алания) и ООО "Джули" надлежащим образом уведомленных о времени о месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - АМС Моздокского района РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001583 на выполнение работ по строительству жилых зданий в рамках программы "Строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения на сельских территориях Моздокского района РСО-Алания" (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
09 июля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - АМС Моздокского района РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что документация о проведении Конкурса не соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Так, по мнению Заявителя:
- Заказчик не применил типовые условия контрактов, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606) и Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N9/пр от 14.01.2020 года (далее - приказ N9/пр);
- В Конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев. По критерию "квалификация участника закупки" Заказчиком оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период за последние 2,5 года. При этом, Заказчиком оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены за последние 2,5 года что, по мнению Заявителя, может привести к ограничению числа участников Конкурса, имеющих исполненные контракты/договоры ранее или позднее указанного срока.
Объяснений по существу жалобы АМС Моздокского района РСО-Алания не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 июля 2021 года в Единой информационной системы в сфере закупок (далее- ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001758 на выполнение работ по строительству жилых зданий в рамках программы "Строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения на сельских территориях Моздокского района РСО-Алания" и Документация для проведения указанного Конкурса с приложенным к нему проектом контракта, утвержденная 17.06.2021 АМС Моздокского района РСО-Алания (далее - Конкурсная документация, Проект контракта).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606).
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N9/пр установлен исчерпывающий перечень обязательных типовых условий, которые должны включаться в контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - Приказ N9/пр).
Приказом N9/пр установлен исчерпывающий перечень обязательных типовых условий, которые должны включаться в контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Однако, в проекте муниципального контракта, приложенного к Конкурсной документации, не установлены отдельные условия в соответствии с Приказом N9/пр, в том числе пунктом 5 Приказа N9/пр.
То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 15 постановления Правительства РФ N606 и Приказу N9/пр.
Действия должностного лица АМС Моздокского района РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Конкурсной документации с нарушением требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 15 постановления Правительства РФ N606 и Приказа N9/пр., содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно сведениям из ЕИС до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе не было подано ни одной заявки на участие в нем и Конкурс признан несостоявшимся.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Так, на основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
При этом, согласно пункту 2 Приложения к Правилам (Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд):
1) минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60;
2) максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) -40.
Так, во исполнение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком в пункте 12.20 Конкурсной документации - "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев" (далее - Критерии оценки Конкурсной документации), установлены критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев:
1) Стоимостной критерий: цена контракта - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Нестоимостной критерий: квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки) - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
При этом Заказчиком установлено, что оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период за последние 2,5 года (30 месяцев). Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Для оценки заявок (предложений) по указанному показателю учитываются исполненные контракты (договора), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту
Подтверждается представленными в составе заявки копиями контрактов (договоров), и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по контрактам (договорам), по которым подрядчику (исполнителю) не были начислены неустойка (пени и/или штрафы).
При этом, пунктом 10 Правил за Заказчиком закреплено право устанавливать в Конкурсной документации показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, в том числе не установлены ограничения к периоду исполнения контрактов, представляемых в качестве подтверждения опыта исполнения контрактов.
Кроме того, в Критериях оценки Конкурсной документации Заказчиком установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника. При этом, величина значимости нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки", установлена Заказчиком в размере 40%, что свидетельствует о предпочтении в сторону значимости стоимостного критерия оценки (60%) и позволяет потенциальным участникам закупки, даже не имеющим опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), нивелировать это путем незначительного снижения предлагаемой цены исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о то, что Конкурсная документация не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - АМС Моздокского района РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001583 на выполнение работ по строительству жилых зданий в рамках программы "Строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения на сельских территориях Моздокского района РСО-Алания"
2. Признать АМС Моздокского района РСО-Алания нарушившим требования части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункт 15 постановления Правительства РФ N606 и Приказ N9/пр.
3. В связи с тем, что Конкурс был признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 июля 2021 г. N А414-07/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021