Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела;
Колмаков Р.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" Бобкова Я.А. (на основании доверенности от 08.07.2021 года N 86-12/3246), в присутствии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N 1" Черкасовой Н.Ю. (на основании доверенности от 19.07.2021 года N 2202), Пантелеева А.Г. (на основании доверенности от 07.06.2021 года б/н), в присутствии представителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Селиной Н.П. (на основании доверенности от 16.07.2021 года N 9), в присутствии представителей ООО "МПК "Елец" Архиповой М.С. (на основании доверенности от 01.06.2021 года N 1), Баранца Р.С. (на основании доверенности от 14.05.2020 года N 5),
рассмотрев жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" на действия заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021005866),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (далее - Заявитель) на действия заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (приложение к решению) (далее - Заказчики) при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021005866).
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе (далее - Документация) нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части позиций N 23-35 технического задания, так как требуемые медицинские изделия не позволяют осуществить закупку отечественного товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее по тексту - Административный регламент) Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 19.07.2021 года 17 часов 15 минут.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131200001021005866 размещено в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 137 907 145,04 рублей.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, объект закупки спорной закупки попадает под перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 31 Информационной карты Документации "Запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств" установлено ограничение на допуск и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Техническим заданием предусмотрены следующие позиции со следующими характеристиками:
- Позиция N 23 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR COMPACT S;
- Позиция N 24 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR SPACE;
- Позиция N 25 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства Fresenius Kabi AG модели Injectomat MC Agilia;
- Позиция N 26 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR COMPACT S;
- Позиция N 27 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR SPACE;
- Позиция N 28 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства Terumo Corporation модели TERUFUSION Syringe Pump TE-331;
- Позиция N 29 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR SPACE;
- Позиция N 30 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR COMPACT S;
- Позиция N 31 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства Fresenius Kabi AG модели Iniectomat MC Agilia;
- Позиция N 32 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR SPACE;
- Позиция N 33 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR SPACE;
- Позиция N 34 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства B. Braun Melsungen AG модели PERFUSOR COMPACT S;
- Позиция N 35 "Шприц общего назначения" - совместим с имеющимися у Заказчика шприцевыми дозаторами производства Fresenius Kabi AG модели Injectomat MC Agilia.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя представил Руководство по эксплуатации "Перфузор Компакт С", а также "Перфузор Спейс" согласно которым с указанными насосами совместимы шприцы следующих производителей: "B.Braun", "Becton-Dickinson", "Sherwood EU", "Terumo".
При этом, необходимо отметить, что согласно письму B|Braun от 19.07.2021 года (исх. 330/21 ББМ), применение с инфузионными насосами несовместимых шприцев категорически запрещено и может привести к непредсказуемой погрешности введения, серьезно отличающейся от декларируемой производителем. Погрешность в дозировании, в свою очередь, может привести к ухудшению состояния пациента, вплоть до летального исхода. Использование несовместимых расходных материалов также влечет за собой сокращение срока службы насоса и досрочное снятие с гарантийного срока.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что с насосами Перфузор совместимы иные шприцы, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные насосы совместимы только с товарами иностранного происхождения.
Следовательно, в Аукционе при указанных обстоятельствах отсутствует возможность применения ограничений допуска, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 102, поскольку заявки участников закупки будут содержать предложения о поставке шприцев общего назначения типов 6 и 7 только иностранного происхождения
Таким образом, включение в Описание объекта закупки, вышеуказанных технических характеристик, фактически исключает возможность отечественным производителям воспользоваться гарантированным законодателем преимуществом, установленным Постановлением Правительства N 102.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что ограничения на поставку товаров иностранного производства де факто не могут быть реализованы, поскольку как минимум по вышеприведенной позиции Технического задания исключена возможность поставки товаров отечественного производства, что полностью противоречит целям статьи 14 Закона о контрактной системе, поскольку не способствует защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства, защите внутреннего рынка Российской Федерации, развитию национальной экономики, поддержке российских товаропроизводителей
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит событие и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" на действия заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021005866) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков - бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области нарушение части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам - бюджетным учреждениям здравоохранения Воронежской области предписание об устранении нарушений части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии Р.В. Колмаков
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 22 июля 2021 г. N 036/06/64-816/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021