Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_"
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "САЛЮТЕМ" (далее - заявитель, общество, ООО "САЛЮТЕМ") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона ""Поставка компьютерного томографа для топометрии с увеличенным размером гентри по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (извещение N 0852500000121001548) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии представителя заявителя - "_" (доверенность от 01.07.2021 N 07/20);
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - "_", главного врача; "_" (доверенность от 31.07.2020 N 3), "_" (доверенность от 19.07.2021), "_" (доверенность от 15.04.2019);
уполномоченного учреждения - "_", директора;
общества с ограниченной ответственностью "НьюМедТех" (далее также победитель, ООО "НьюМедТех") - "_" (доверенность от 26.02.2021 N 8)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7026э от 14.07.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0852500000121001548 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 66833333,33 руб.
12.07.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.07.2021 заявка ООО "НьюМедТех" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что описание объекта закупки сформировано под единственного производителя, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик предусмотрено, что при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки согласно разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является "Компьютерный томограф для топометрии с увеличенным размером гентри".
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55771-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1549-ст) (далее также ГОСТ, ГОСТ Р 55771-2013).
При этом использование при осуществлении спорной закупки показателей, отличных от ГОСТ Р 55771-2013, заказчиком обосновано в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Заявителем в жалобе указано, что совокупности таких характеристик как "Максимальное количество срезов за один оборот", "Номинальная мощность рентгеновского генератора", "Минимальное значение анодного напряжения", "Максимальное значение анодного напряжения", "Максимальное значение силы тока", "Грузоподъемность стола для пациента", "Скорость перемещения стола для пациента", "Пространственное разрешение", "Программное обеспечение для визуализации данных, собранных с использованием двух уровней энергии/напряжения", "Общая полезная емкость, которая может быть использована для хранения данных", "Потребляемая мощность" соответствует только товар одного производителя, а именно "Система компьютерной томографии Somatom Confidence с принадлежностями", производителем которой является "Сименс Хелскэа ГмбХ" (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8794 от 20.08.2019, страна производства Германия).
Вместе с тем из материалов дела, а равно из содержания жалобы заявителя (таблица) однозначно усматривается, что совокупности указанных характеристик также соответствует "Томограф компьютерный Revolution CT с принадлежностями" производства ДжиИ Медикал Системз, Эл-Эл-Си, США.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы.
В частности, к жалобе не приложены документальные доказательства отсутствия на рынке и невозможности приобретения товара, советующего потребности заказчика. Указание на контракты, заключенные иными заказчиками, таким доказательством не является.
Заявителем также не представлено доказательств невозможности приобретения Томографа компьютерного Revolution CT с принадлежностями с характеристиками, которые установлены заказчиком по цене, соответствующей начальной (максимальный) цене контракта, с учетом того, что официальный дистрибьютор в своих письмах указывает "листовую цену товара", отмечая, что фактическая цена конкретного оборудования может варьироваться от указанной листовой цены в силу многочисленных факторов.
К жалобе также не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы о том, что спорные требования к товару ведут к ограничению круга участников закупки, Комиссия отмечает, что заказчику было подано 7 коммерческих предложений, в том числе содержащих предложение о поставке Томографа компьютерного Revolution CT с ценой 83282000 руб.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
На основании указанных положений Федерального закона N 323-ФЗ, а также принципа стимулирования инноваций (статья 6 Федерального закона о контрактной системе), заказчиком были установлены характеристики к медицинскому оборудованию с учетом конструктивных и технологических особенностей, имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания своевременной и качественной медицинской помощи.
Комиссией установлено, что приведенные в жалобе товары не соответствуют, в частности такому требованию, как "Максимальное количество срезов за один оборот" - не менее 60. Заявителем указано, что у большинства томографов имеют значение такой характеристики равно 32, что является необходимым и достаточным для проведения топометрии.
При этом, по мнению Комиссии, закупаемый томограф, являясь дорогостоящей и сложной медицинской техникой, имеет универсальное назначение, позволяющее его использовать для любых исследований, учитывая специфику деятельности заказчика и групп исследуемых пациентов, что соответствует обоснованной потребности заказчика в закупке инновационного оборудования.
Из пояснений заказчика также следует, что количество срезов влияет на качество (точность) исследования (диагностики), данное обстоятельство подтверждается примечанием к ГОСТ Р 55771-2013, в котором указано, что томографы с большим числом срезов (64, 128 и более) за один оборот рентгеновской трубки предназначены для более сложных исследований (кардиологических) и для определенной группы пациентов (например, детей). Чем больше линеек детекторов содержит РКТ, тем быстрее идет сбор информации для данного 3D изображения.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика при описании объекта закупки нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
Жалоба, поданная в письменном виде в Омское УФАС России, иных доводов не содержала.
Из совокупности требований частей 4 и 7 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе следует, что доводы, заявленные представителем подателя жалобы в устной форме после окончания срока подачи заявок, Комиссией рассмотрены быть не могут.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "САЛЮТЕМ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона ""Поставка компьютерного томографа для топометрии с увеличенным размером гентри по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (извещение N 0852500000121001548).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: "_"
Заместитель председателя Комиссии: |
"_" |
Член Комиссии: |
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 июля 2021 г. N 055/06/33-765/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021