Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России: Наумовой Е.В. (доверенность от 01.07.2021 N1359),
в отсутствие представителей АО "Органика", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 15.07.2021 N ЕИ/41814/21,
рассмотрев жалобу АО "Органика" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Диазепам (Закупка N 0373100095221000257) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с
Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.07.2021 N ЕИ/41814/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в составе аукционной документации и извещении неправомерно установлено требование о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с п.4 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
Извещением о проведении электронного аукциона от 08.07.2021 N0373100095221000257 установлено, что объектом закупки является поставка лекарственного препарата Диазепам.
В силу ч.3 ст.30 Закона о контактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 ст.30 Закона о контактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации, а именно в п. 20 извещения о проведении электронного аукциона и в п.42 информационной карты аукционной документации установлено требование о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Также Комиссией Управления установлено, что согласно п. 39 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки лицензии на право осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе своей жалобы Заявитель ссылается на то, что оборот психотропного лекарственного препарата "Диазепам" в лекарственной форме "раствор" строго регламентирован в силу его особого статуса, что подтверждается включением данного лекарственного препарата в список III Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N681 "Об утверждении перечня наркотических веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
Так, ежегодно Департаментом развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга утверждается "План распределения наркотических средств и психотропных веществ" (далее - План) по каждому лекарственному препарату, в котором содержатся сведения о поставщиках продукции и о предприятиях-получателях на всей территории России. Согласно утвержденному Плану на 2021 год уполномоченными фирмами-поставщиками препарата "Диазепам" в лекарственной форме "раствор" являются: АО "Органика", ФГУП "Московский эндокринный завод", ОАО "ДАЛЬХИМФАРМ" и АО "Парма Медикал".
Также в составе своей жалобы Заявитель указывает, что в Российской Федерации на данный момент зарегистрировано четыре препарата с МНН "Диазепам" в лекарственной форме "раствор" ("Сибазон", "Релиум", "Реланиум"), что подтверждается сведениями, содержащимися в государственном реестре лекарственных средств (далее - ГРЛС) (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx?s=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D 0%BF%D0%B0%D0%BC&m=mnn).
При этом, в частности, АО "Органика" является одним из трех производителей и поставщиков препарата под торговым наименованием "Сибазон" на территории РФ и имеет соответствующую лицензию NЛП-42-03-000397 от 26.12.2018, в Приложении N1 к которой указан, в том числе, следующий разрешенный вид деятельности: "Реализация психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Аналогичными правами обладают иные перечисленные в ГРЛС и Плане на 2021 организации (ФГУП "Московский эндокринный завод", ОАО "ДАЛЬХИМФАРМ" и АО "Парма Медикал").
Из вышеуказанного следует, что никакая иная организация не обладает правом на осуществление оптовой торговли препаратом "Диазепам" и, как следствие, принимать участие в закупках с подобным объектом, при этом ни одна из вышеперечисленных организаций, в том числе Заявитель, не обладает статусом субъекта малого предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организации.
Таким образом Заявитель указывает, что установление Заказчиком требования о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку создает препятствия для участия в данной конкретной закупке организациям, являющимся непосредственными поставщиками и производителями закупаемого препарата.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемое требование было установлено Заказчиком во исполнение п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, согласно которой Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что доподлинно не является известным тот факт, существуют ли организации со статусом субъекта малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, обладающие соответствующей лицензией на реализацию данного психотропного вещества, помимо организаций, перечисленных Заявителем, которые указанным статусом не обладают.
Таким образом, с учетом объекта закупки и специфики законодательства, действующего в его отношении, а также вышеуказанного перечня организаций, обладающих специальной правоспособностью, необходимой для осуществления поставки, установление вышеназванного ограничения о том, что участниками закупки могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, является неправомерным.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные действия заказчика нарушают п.4 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "Органика" на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ
им. А.Н. Бакулева" Минздрава России обоснованной.
1. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.4 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии В.А. Матвеев
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России
АО "Органика"
ООО "РТС-тендер"
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/06/106-12345/2021 об устранении нарушений
законодательства о контрактной системе
20.07.2021 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
на основании решения Комиссии от 20.07.2021 по делу N077/06/106-12345/2021, по итогам рассмотрения жалобы АО "Органика" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Диазепам (Закупка N 0373100095221000257) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 20.07.2021 по делу N077/06/106-12345/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 20.07.2021 по делу N077/06/106-12345/2021.
6. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 31.08.2021 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 20.07.2021 по делу N077/06/106-12345/2021 может быть обжаловано в суде (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии В.А. Матвеев
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июля 2021 г. N 077/06/106-12345/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021