Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Лебедевой К.А., заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Кадакиной Т.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
В отсутствие представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский наркологический диспансер" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "РНД") и Общества с Ограниченной ответственностью "Альфа- трейд" (далее - Поставщик, ООО "Альфа-трейд"), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев обращение государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский наркологический диспансер" о включении сведений в отношении ООО "Альфа-трейд" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N Ф.2020.006042 от 29.12.2020 на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) лот N 29 на 1 полугодие 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 31.03.2021 поступило обращение заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский наркологический диспансер" о включении сведений в отношении ООО "Альфа-трейд" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N Ф.2020.006042 от 29.12.2020 на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) лот N 29 на 1 полугодие 2021 года.
В указанном обращении Заказчик сообщает, что в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, ГБУЗ РХ "РНД" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с дальнейшим соблюдением процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта и направлением соответствующих сведений в антимонопольный орган для рассмотрения.
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ООО "Альфа-трейд" в РНП в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062, принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной заказчиком - ГБУЗ РХ "РНД" о включении сведений в отношении ООО "Альфа-трейд" в РНП, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N Ф.2020.006042 от 29.12.2020.
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес Заказчика и Общества. Также у Общества запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по контракту с их обоснованием.
На заседание комиссии ни представитель Заказчика, ни поставщика, не явились.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика и поставщика, проведя внеплановую проверку размещения данной закупки, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
04.12.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) лот N 29 на 1 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000120006042).
По результатам данной процедуры в ЕИС размещен Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукцион от 17.12.2020 N0380200000120006042-0 ООО "Альфа-трейд".
29.12.2020 года между ГБУЗ РХ "РНД" и ООО "Альфа-трейд" заключен государственный контракт N Ф.2020.006042 на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) лот N 29 на 1 полугодие 2021 года (далее - Контракт). Стоимость контракта составила 307 600 ,00 рублей
Разделом 5 Контракта определено в том числе следующее:
5.3 Срок поставки товара: Ежемесячно равными партиями до 30.06.2021. Первая поставка с 11.01.2021.
5.11 При поставке Поставщиком по настоящему Контракту товара в ассортименте, не соответствующем спецификации, а также требованиям п. 4.1 и п.4.2, настоящего Контракта, Заказчик вправе отказаться от его принятия и оплаты, а если он оплачен, потребовать возврата уплаченных денежных средств.
Поскольку в извещении, документации об аукционе было установлено, что к закупке применяется национальный режим, предусмотренный статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, поставщиком в своей заявке была указана страна происхождения товара, который он намеревался поставить.
Между тем, 14.05.2021 в адрес Заказчика от Поставщика поступило письмо от 16.04.2021 исх. N 071 о невозможности поставить товар, соответствующий требованиям Контракта, в связи с ростом цены и спроса на данный товар, а также принятых эпидемиологических мер, которые отражаются на исполнение обязательств. Поставщиком было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон не применяя к Поставщику штрафных санкций.
Товар за указанный период не поставил.
Заказчик на данное предложение не отвечал.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 9.3 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
19.05.2021 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N Ф.2020.006042 от 29.12.2020 года, в связи с существенным нарушением условий Контракта Поставщиком.
24.05.2021 указанное решение направлено Поставщику почтой России, а также размещено в ЕИС.
За весь период действия контракта поставки товара, соответствующего условиям Контракта, ООО "Альфа-трейд" произведено не было.
24.06.2021 года Заказчик признал датой надлежащего уведомления Поставщика о принятом Решении, т.е. дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Следовательно, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым с 06.07.2021 года.
Информация о расторжении государственного контракта N Ф.2020.006042 от 29.12.2020 года размещена Заказчиком в ЕИС 13.07.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у ООО "Альфа-трейд" вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Хакасское УФАС России не представлено.
Следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило существенное нарушение Обществом условий Контракта, при этом факт ненадлежащего исполнения условий Контракта установлен Комиссией антимонопольного органа на основании исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
ООО "Альфа-трейд" не представило пояснение о причинах неисполнения обязательств по Контракту в адрес Хакасского УФАС России. Доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Альфа-трейд" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не представлено.
На основании вышеизложенного, и принимая во внимание материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении сведений об ООО "Альфа-трейд" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщик не предпринимал должных и всех возможных своевременных действий по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, согласно государственного контракта N Ф.2020.006042 на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные), в том числе с его стороны имеет место быть:
- неоднократное нарушение сроков поставки товара, установленных Заказчиком в Контракте;
- бездействие в части поиска новых поставщиков, способных удовлетворить потребность Заказчика;
- Общество подало заявку на участие в закупке, приняло участие в электронном аукционе, заключило Контракт (12.01.2021 года) на заранее известных ему условиях (при этом самостоятельно продекларировав, что будет поставлен товар Китайского происхождения) уже в период распространения 2019-nCoV, следовательно, осознавало и имело возможность оценить наступление возможных для себя неблагоприятных последствий в случае неисполнения принятых на себя обязательств. Следовательно, доводы ООО "Альфа-трейд" о неисполнении Контракта в виду распространения новой коронавирусной инфекции, при отсутствии документальных доказательств указанных обстоятельств, Комиссия признаёт несостоятельными, заявленными Обществом с целью уйти от ответственности;
- обращение ООО "Альфа-трейд", направленное в Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, который не наделен соответствующими полномочиями по разъяснению законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также неоднократные обращения к Заказчику с просьбой о расторжении Контракта либо о заключении дополнительного соглашения об изменении характеристик товара на улучшенные (в части исключительно толщины одной стенки (перчаток) на 0,01 мм), Комиссия расценивает как действия, не направленные на поставку товара, соответствующего условиям Контракта, а скорее действия, направление на избежание выполнения своих обязательств по Контракту, условия по которому стороны согласовали, подписав его.
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что Заказчик не получил товар на который рассчитывал, в результате чего медицинское учреждение не было своевременно обеспечено товаром, важнейшим средствам индивидуальной защиты, который относится к барьерным мерам предупреждения заражения как медицинского работника, так и пациентов. Заказчик не обязан заключать дополнительные соглашения об изменении условий Контракта, как того желал Поставщик. Расторжение контракта по обоюдному согласию также не соответствовало цели проведенной закупки и не удовлетворяло потребности Заказчика в получении столь необходимого для больницы товара.
Вышеуказанные действия (бездействия) ООО "Альфа-трейд" Комиссия антимонопольного органа расценивает как недобросовестные и ненаправленные на достижение результата - надлежащую поставку товара в установленные сроки, согласно заключенного контракта.
Таким образом, своим бездействием и отсутствием принятия мер для надлежащего исполнения принятых обязательств ООО "Альфа-трейд" нарушило существенные условия контракта, не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, что в свою очередь, влечет наложение на него санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
В соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, оценивая все имеющиеся факты, а также принимая во внимание, что ГБУЗ РХ "РНД" является социально значимым учреждением, основной целью которого является оказание медицинской помощи гражданам РФ, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Альфа-трейд" (место нахождения: 660049, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 51, пом. 6, к. 11; ИНН: 2466281960, ОГРН 1192468038795; директор и учредитель - Корчуганов Николай Олегович, ИНН 245207419119;).
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Альфа-трейд" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Резолютивная часть решения объявлена: 16.07.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: 16.07.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица,
содержащая информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-трейд" (место нахождения: 660049, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 51, пом. 6, к. 11; ИНН: 2466281960, ОГРН 1192468038795; директор и учредитель - Корчуганов Николай Олегович, ИНН 245207419119)
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.07.2021 |
09.07.2021 |
09.07.2021 |
0 |
09.07.2021 |
16.07.2021 |
16.07.2021 |
0 |
20.07.2021 |
16.07.2021 |
0 |
0 |
Ведущий заседание Комиссии: |
К.А. Лебедева |
Члены Комиссии: |
А.В. Лунёва Т.А. Кадакина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 июля 2021 г. N РНП-19-21-67
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021