Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
от заказчика - Администрация Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя);
от участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" и материалы дела N027/06/64-902/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 07.07.2021 (вх. N7/9571) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" (далее - Общество, Заявитель) на действия заказчика - Администрация Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дворовой территории многоквартирных домов N 387, N388 Восточного городка Лермонтовского сельского поселения (извещение N0122300003521000001 от 29.06.2021).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, выразившимся в неприменении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99).
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122300003521000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.06.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Наименование объекта закупки: ремонт дворовой территории многоквартирных домов N 387, N 388 Восточного городка Лермонтовского сельского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 112 317,60 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 29.06.2021 12:19 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 07.07.2021 10:00 (МСК+7).
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, согласно которому заказчик полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/64-902/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2(2) приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 предусмотрено, что в случае выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, заказчик устанавливает к участникам закупки обязательные требования о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Заказчиком определено наименование объекта закупки "ремонт дворовой территории многоквартирных домов N 387, N 388 Восточного городка Лермонтовского сельского поселения".
Раздел VIII "Техническое задание" аукционной документации (далее - техническое задание) содержит объем выполняемых работ с указанием их наименования, а именно:
N п/п |
Наименование оказываемой услуги |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Объем оказываемой услуги |
2 |
Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 м3 |
куб. м |
360 |
3 |
Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т |
т |
576 |
4 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня (Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 40-70 мм) |
куб. м |
360 |
6 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов: 3 т/м3 |
кв. м |
1794 |
|
Демонтаж существующих ограждений из покрышек |
м |
110 |
7 |
Установка бортовых камней бетонных: (Камни бортовые БР 100.30.15 /бетон В30 (М400), объем 0,043 м3/ (ГОСТ 6665-91) |
м |
462 |
|
Устройство водосбросных сооружений (ливневой канализации) из лотков железобетонных прямоугольного сечения |
куб. м |
37 |
|
Установка металлических решеток приямков щелевых, стальных, оцинкованных, размер 1000*237*22 мм |
т |
1792 |
Пунктом 3 Технического задания установлено, что в качестве требования по энергетической эффективности материалов (комплектующих и (или) оборудования), применяемых при выполнении работы, необходимо руководствоваться, в том числе СНиП III-10-75 "Благоустройство территории".
Согласно пункту 6 Технического задания заказчиком размещена карта дворовых территорий с нанесением участков, подлежащих благоустройству (ремонту).
В составе аукционной документации размещен локальный сметный расчет на "Благоустройство территории многоквартирных домов Лермонтовского сельского поселения. Выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 387,388 Восточного городка Лермонтовского сельского поселения", также содержащий объемы выполняемых услуг, расчет начальной (максимальной) цены контракта в виде сметной стоимости выполняемых работ.
Материалами дела подтверждается, что начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении рассматриваемой закупки составляет 6 112 317,60 (шесть миллионов сто двенадцать тысяч триста семнадцать) рублей.
Проанализировав положения аукционной документации, в том числе раздела VIII "Техническое задание" аукционной документации, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что по существу объектом закупки является благоустройство территории, в связи с чем подлежит применению пункт 2(2) приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 о необходимости наличия опыта у участника закупки, подтверждаемого документами по перечню, предусмотренному постановлением Правительства РФ N99.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено дополнительное требование, предусмотренное ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, пунктом 2(2) приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Доводы Заказчика об отсутствии необходимости установления указанного требования по основанию проведения ремонта дорожного покрытия дворовых территорий отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В связи с установленными по делу обстоятельствами, доводы жалобы Заявителя признаются обоснованными.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Пунктом 31 раздела VI "Информационная карта элетронного аукциона" аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пункту 31 раздела VI "Информационная карта элетронного аукциона" аукционной документации сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 3.1 Контракта установлен срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 01.10.2021.
Пунктом 13.1 раздела 13 "Обеспечение исполнения контракта" проекта муниципального контракта установлено, что срок действия банковской гарантии (в случае если банковская гарантия выбрана Подрядчиком в качестве способа обеспечения исполнения контракта) с момента заключения Контракта по 31 декабря 2021 года.
Материалами дела подтверждается, что заказчиком осуществляется закупка с учетом ограничения, установленного ст. 30 Закона о контрактной системе "закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций".
Вместе с тем, с учетом установленных ограничений, условие п. 31 раздела VI "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации о размере обеспечения контракта противоречит ч. 6.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, согласно которой размер обеспечения контракта устанавливается от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт (предложенной участником закупки).
В свою очередь условие п. 13.1 раздела 13 "Обеспечение исполнения контракта" проекта муниципального контракта нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, предусматривающей, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.ч. 3, 6.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" на действия заказчика - Администрация Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дворовой территории многоквартирных домов N387, N388 Восточного городка Лермонтовского сельского поселения (извещение N0122300003521000001 от 29.06.2021) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрация Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края нарушившим ч. 4 ст. 31, ч. 3, ч. 6.1 ст. 96 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику - Администрация Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 июля 2021 г. N 7-1/321
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021