Резолютивная часть решения оглашена "14" июля 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2021 г. г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
председатель - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии на рассмотрении дела:
представителя МБДОУ детский сад N 1 "Аленушка" (далее - Заказчик) <_.>,
представителя ООО "Окна Тамбова" (далее - Общество) <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 29.03.2021 N 26 на выполнение работ по текущему ремонту кровли детского сада N 1 "Аленушка" по адресу: Тамбовская область, г. Жердевка, ул. Серова, д.1, заключенного с ООО "Окна Тамбова",
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение МБДОУ детский сад N 1 "Аленушка" (вх. от 08.07.2021 N 4704) о направлении сведений об ООО "Окна Тамбова" (392036, г. Тамбов, ул. Успенская, д.1, ИНН 6829142625) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 03.06.2021 от исполнения контракта от 29.03.2021 N 26 на выполнение работ по текущему ремонту кровли детского сада N 1 "Аленушка" по адресу: Тамбовская область, г. Жердевка, ул. Серова, д.1, заключенного с ООО "Окна Тамбова", в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
Представитель Заказчика сообщил обстоятельства неисполнения ООО "Окна Тамбова" заключенного контракта от 29.03.2021 N 26, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.5 контракта, Заказчик 03.06.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое направлено Обществу и размещено в ЕИС.
ООО "Окна Тамбова" представило документированные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 14.07.2021 N 4653).
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 29.03.2021 N 26, заключенного с ООО "Окна Тамбова", рассмотрев материалы Заказчика и пояснения ООО "Окна Тамбова", установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0364300041421000004 МБДОУ детский сад N 1 "Аленушка" 29.03.2021 заключило контракт на выполнение работ по текущему ремонту кровли детского сада N 1 "Аленушка" по адресу: Тамбовская область, г. Жердевка, ул. Серова, 1В, с ООО "Окна Тамбова" на сумму 997 485,16 рублей.
Согласно п. 1.2 контракта: "Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии со сметой (приложение N 1 к проекту муниципального контракта) и техническим заданием (приложение N 2 к проекту муниципального контракта)".
Согласно п. 1.3 контракта: "Подрядчик обязан выполнить работы в полном объеме согласно смете (приложение N 1 к проекту муниципального контракта)".
Согласно п. 4.2 контракта: 2Подрядчик выполняет работы, предусмотренные п.1.1 настоящего Контракта в следующие сроки: работы должны быть начаты с 1 июня 2021 и выполнены до 15 июля 2021 года".
Заказчик сообщил, что ООО "Окна Тамбова" в установленный п. 4.2 контракта не приступило к исполнению контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.5 контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
03.06.2021 МБДОУ детский сад N 1 "Аленушка" на основании ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и п. 10.5 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2021 N 26 с ООО "Окна Тамбова".
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе было размещено Заказчиком 03.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок, а также направлено Обществу заказным письмом по почте. Общество получило письмо 17 июня 2021 года согласно почтовому уведомлению о вручении.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе датой расторжения рассматриваемого контракта от 29.03.2021 N 26 является 28 июня 2021 года.
Генеральный директор Общества на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России пояснил, что в 1-м квартале 2021 года произошло существенное изменение обстоятельств, из которых исходил подрядчик при заключении контракта, а именно: резкое удорожание (в два раза) материалов (профлиста и пиломатериалов), используемых при выполнении работ. Представлены коммерческие предложения о закупке материалов от 17 марта, 27 апреля, 21 мая 2021 года, из которых следует, что в период с марта по май 2021 года стоимость строительных материалов увеличилась приблизительно на 40% по сравнению с началом 2021 года. Директор Общества также сообщил, что ООО "Окна Тамбова" 28.04.2021 направляло в адрес Заказчика уведомление о расторжении контракта, но получило отказ от 30.04.2021. Поскольку в мае 2021 года произошло еще большее удорожание строительных материалов Общество повторно направило 24.05.2021 Заказчику предложение с просьбой либо увеличить стоимость контракта исходя из действующих цен на материалы, либо расторгнуть контракт на выполнение работ по соглашению сторон, на которое не был получен ответ.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр являются доказательства намеренного неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241 по делу N А32-47028/2018 одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в связи с тем, что в ходе выполнения работ по контракту произошло значительное повышение цен (более чем на 40%) на строительные материалы (т.е. объективные причины, не зависящие от подрядчика) у подрядчика отсутствовала возможность выполнения обязательств в рамках цены, предусмотренной контрактом.
Таким образом, у Комиссии Тамбовского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений в отношении ООО "Окна Тамбова" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку неисполнение контракта связано с объективными причинами, а не недобросовестностью подрядчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контактной системе и пунктом 13 Правил N 1078 Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБДОУ детский сад N 1 "Аленушка" в отношении ООО "Окна Тамбова" (392036, г. Тамбов, ул. Успенская, д.1, ИНН 6829142625), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии |
В.В. Иванов |
|
|
Члены комиссии А.Э. Агаурова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 июля 2021 г. N РНП-68-56/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021