Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: . - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: . - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, . - специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика Отделение пенсионного фонда РФ по УР (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Маслова Николая Леонидовича (ИНН 180202562983) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона "Поставка бумаги для офисной техники" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0213100000221000005, Далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России в присутствии:
представителей Заказчика - Отделение пенсионного фонда РФ по УР (далее - Заказчик): . (доверенность N14 от 13.07.2021),
в отсутствии:
представителя ИП Маслова Н.Л., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 13.07.2021 NОП01-17-05/3995э),
УСТАНОВИЛА:
12.02.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении совместного Аукциона на поставку бакалейных продуктов питания.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 533 312,50 рублей.
09.03.2021 по итогам проведения Аукциона между Заказчиком и победителем Аукциона - ИП Масловым Н.Л. заключен контракт (далее - Контракт).
Реестровый номер Контракта - 11833005196 21 000018.
Согласно решению Заказчика от 26.05.2021 (далее - Решение от 26.05.2021), Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта в связи с неоднократным нарушением ИП Масловым Н.Л. сроков поставки товара по Контракту.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии условиями Контракта поставка товара осуществляется в срок по 30 апреля 2021 года. В указанный срок Товар поставлен не был. 28 апреля 2021 года от Поставщика получено письмо исх. N 17 в котором сообщается, что Товар будет поставлен 11 мая 2021 года. В указанный срок Товар также поставлен не был. В связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 272а (склад) (далее - место доставки), в срок по 30 апреля 2021 года.
Согласно п. 11.2 Контракта "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
28.04.2021 от Поставщика получено письмо исх. N17, в котором сообщается, что Товар будет поставлен 11 мая 2021 года. Обязательство по поставке Товара ИП Масловым Н.Л. не исполнено.
24.05.2021 от Поставщика получено письмо исх. N18, в котором сообщил о невозможности поставки товара в связи и просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
25.05.2021 Заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе 26.05.2021, а также направлено ИП Малову Н.Л. заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте и на адрес электронной почты. Письмо вернулось в адрес Заказчика в связи с истечением срока хранения.
07.07.2021 Решение Заказчика об одностороннем расторжении контракта вступило в законную силу.
В связи с указанным обстоятельствами Комиссией Удмуртского УФАС России не установлено неоднократное нарушение ИП Масловым Н.Л. сроков поставки Товара, так как письмо исх.N17 от 28.04.2021 направлено ИП Масловым Н.Л. в адрес Заказчика до истечения срока поставки Товара, предусмотренного п. 2.1 Контракта. Фактически с молчаливого согласия Заказчика первоначальный срок поставки товара был продлен с 30.04.2021 до 11.05.2021. После нарушения ИП Масловым Н.Л. указанного срока единожды, Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
Таким образом, в действиях ИП Маслова Н.Л. отсутствует существенное нарушение условий Контракта, указанное в части 2 статьи 523 ГК РФ - неоднократность нарушения сроков поставки товаров. Также следует отметить, что письмом исхN18 от 24.05.2021 ИП Маслов Н.Л. обращался в адрес Заказчика с информацией о невозможности исполнения Контракта по независящим от Индивидуального предпринимателя обстоятельствам.
По смыслу Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу пункту 14 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из системного толкования статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Нарушение условий контракта при его исполнении предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Учитывая, что повторности нарушения сроков Комиссией не установлено, основания для включения сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Маслова Николая Леонидовича в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Маслова Николая Леонидовича (ИНН 180202562983) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона "Поставка бумаги для офисной техники" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0213100000221000005) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ .
___________ .
___________ . |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 июля 2021 г. N 018/06/104-673/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021