На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: * - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: *. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика ГКОУ УР "Воткинская школа для обучающихся с ОВЗ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ВенконТех" (ИНН 7720396285) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона зз-22718 - 2021 "Шифр: 94-2021-нр1870 Поставка оборудования (интерактивная панель) в целях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121007480) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и проведением внеплановой проверки в отношении рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании, в присутствии:
представителя заказчика - ГКОУ УР "Воткинская школа для обучающихся с ОВЗ" (ИНН 1828008603, далее - Заказчик): * (доверенность *),
представителей подрядчика - ООО "ВенконТех" (ИНН 7720396285, далее - Поставщик): * (доверенность *),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация о проведении аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 999 950,0 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме 21.06.2021.
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.06.2021, на участие в аукционе подано 2 заявки, обе признаны соответствующими требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе и допущены к участию в нем. Победителем признан участник закупки - ООО "ВенконТех", предложивший наиболее низкую цену контракта в размере 1669958,25 рублей.
Из журнала событий по контракту N 08135000001210074800001 установлено, что 24.06.2021 размещен документ "Проект контракта".
29.06.2021 получен документ "Протокол разногласий".
30.06.2021 размещен документ "Доработанный проект контракта".
Таким образом, 05.07.2021 - последний день для подписания проекта контракта стороной Поставщика.
В установленный срок, контракт не был подписан победителем закупки, в связи с чем, от электронной площадки 05.07.2021 поступил документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта".
В соответствии с решением Заказчика победитель закупки ООО "ВенконТех" признан уклонившимся от заключения контракта, на основании протокола от 07.07.2021 NППУ1 о признании участника уклонившимся от заключения контракта (размещен в ЕИС 07.07.2021).
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, пояснил, что в связи с истечением регламентированного срока подписания контракта, заказчиком было принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, приложил в материалы дела копию письма Подрядчика от 06.07.2021 о наличии технических проблем при обращении к электронной торговой площадке для подписания проекта контракта, а также копию платежного поручения от 06.07.2021 N618 о внесении обеспечения исполнения контракта.
Согласно пояснений представителя Поставщика 05.07.2021, генеральным директором общества, имеющим доступ к усиленной квалифицированной подписи для подписания контракта на электронной площадке от имени Поставщика была предпринята попытка подписания контракта, в качестве обеспечения исполнения им были приложены исполненные контракты. Однако было выявлено, что подписание контракта на электронной площадке не исполнено. При этом после выявления данного факта, стороной Поставщика была предпринята попытка его подписания, однако по техническим причинам обязательство не исполнено, поскольку электронная цифровая подпись для работы на электронной площадке и в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг была неработоспособна. К материалам дела со стороны Подрядчика помимо письменных пояснений представлена также копия квитанции о приеме в ремонт от 05.07.2021 N284, а также акт о неисправности от 06.07.2021 ИП Поповой О.Н. о выявлении вредоносного программного обеспечения в локальной сети предприятия. Поставщик приложил копию платежного поручения от 05.07.2021 N618 о внесении обеспечения исполнения контракта, однако в связи с тем, что дата указанного платежного поручения не совпадает с датой представленного Заказчиком платежного поручения, не может быть оценена Комиссией при рассмотрении дела.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта. Во исполнение требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в том числе в случае, если в установленные сроки, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта
В диспозиции части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе указано, что в случае наличия среди прочего обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Таким образом, Подрядчик нарушил сроки заключения государственного контракта. Однако, в бездействии поставщика не усматривается умысел по уклонению от заключения контракта и принятых обязательств, поскольку возможной причиной стала техническая неисправность в работе программного обеспечения. Так приняты во внимание действия поставщика, направленные им на исполнение принятых на себя обязательств, представлены документы и материалы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на заключение и исполнение контракта (письмо в адрес Заказчика от 06.07.2021, направленное посредством электронной почты, внесение обеспечения исполнения контракта, согласно платежного поручения от 06.07.2021 N618).
Комиссией также принимается во внимание положительный опыт по исполнению контактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе с 2019 по 2021 годы (в ЕИС содержится 118 записей об этом, из которых 89 размещены со статусом "исполнено"), при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, в которых Поставщик является победителем.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "ВенконТех" признаков недобросовестного поведения, в связи с чем отсутствуют основания для включения сведений в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "ВенконТех" (ИНН 7720396285, Юридический адрес: 111555, г. Москв, ул.Молостовых, дом 13, корпус 2, квартира 81); лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, учредитель: Корсаков Артем Сергеевич (ИНН 710307461455) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 июля 2021 г. N 018/06/104-675/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021