На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: . - начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии: . - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, . - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - заказчика БУЗ УР "Игринская РБ МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Черных Александра Викторовича (ИНН 180901043557) в связи с уклонением от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона "N зз-24245-2021 Электротовары (кабель)" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121007663, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по видеоконференцсвязи
в присутствии:
Индивидуального предпринимателя Черных Александра Викторовича: (паспорт),
В отсутствие представителя Заказчика, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
11.06.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию об Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 52 927,00 рублей.
Дата окончания подачи заявок - 21.06.2021.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.06.2021 на участие в аукционе подано 4 заявки участников, которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены до участия в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2021 участник закупки - ИП Черных А.В., предложивший наименьшую цену контракта в размере 43664,60 рублей, признан победителем электронного Аукциона.
02.07.2021 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта.
08.07.2021 от электронной площадки поступило уведомление об уклонении победителя от заключения контракта.
09.07.2021 в ЕИС размещен протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
ИП Черных А.В. направил в материалы дела письменные пояснения (вх.N4701 от 19.07.2021), на заседании комиссии пояснил, что причиной несвоевременного подписания явился организационно - производственный фактор, а именно, нахождение в командировке в период с 01.07.2021 г. по 07.07.2021 г. ИП Черных А.В., единственного лица ответственного за подписание контракта, с целью закупки товара необходимого к поставке. Ввиду невозможности использования электронной - цифровой подписи, установленной на стационарном системном блоке компьютера, находящегося в офисе предпринимателя, у Черных А.В., отсутствовала реальная возможность подписания проекта контракта с заказчиком электронно-цифровой подписью в установленный срок. По прибытию из командировки 08.07.2021 г ИП Черных Александром Викторовичем незамедлительно был подписан контракт в электронном виде на электронной торговой площадке, а также произведено перечисление денежных средств финансового обеспечения исполнения контракта на счет БУЗ УР "Игринская РБ М3 УР" в размере 2 646 руб. 35 коп. 08.07.2021 на бумажном носителе был подписан контракт заказчиком - БУЗ УР "Игринская РБ М3 УР" и поставщиком ИП Черных А.В.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью, указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке (часть 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В силу части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу пункту 14 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что 02.07.2021 Заказчик направил ИП Черных А.В. проект контракта на подпись, срок подписания контракта в соответствии с Законом 02.07.2021-07.07.2021. Согласно скриншота о хронологии событий заключения контракта из личного кабинета Заказчика, установлено, что 08.07.2021 площадкой направлено уведомление об уклонении победителя Аукциона от заключения контракта. Как следует из пояснений ИП Черных А.В., он подписал проект контракта 08.07.2021 и внес обеспечение исполнения контракта (платежное поручение N337 от 08.07.2021), однако, данные действия совершены Поставщиком после установленного законом срока.
Вместе с тем, в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что участник, который не соблюдал процедуру заключения контракта, но предпринял меры, направленные на заключение контракта, не может считаться недобросовестным. В рассматриваемом случае, ИП Черных А.В. предприняло меры для заключения контракта, а именно, подписал его на электронной площадке, представил обеспечение исполнения контракта, подписал контракт на бумажном носителе, произвел закупку товара, необходимого к поставке, тем самым не подтвердило свою недобросовестность. Комиссия принимает во внимание тот факт, что в период заключения контракт ИП Черных А.В. находился в командировке с целью приобретения товара необходимого к поставке по контракту. Копии командировочного удостоверения и товарных накладных представлены в материалы дела.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестного поведения, в связи с чем отсутствуют основания для включения сведений в отношении ИП Черных А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует отметить, что контракта между Заказчиком и ИП Черных А.В. был подписан на бумажном носителе 08.07.2021. В данном случае, подписанный контракт на бумажном носителе не имеет юридической силы, поскольку не соответствует требованиям установленным статьей 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которой проект контракта размещается в единой информационной систем и подписывается усиленной электронной подписью.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Индивидуального предпринимателя Черных Александра Викторовича (ИНН 180901043557) в связи с уклонением от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона "N зз-24245-2021 Электротовары (кабель)" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121007663), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ . ___________ .
___________ .
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 июля 2021 г. N 018/06/104-681/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021